Раннее развитие – пожалуй, самая обсуждаемая тема среди молодых родителей. Отрадно, что в последнее время данной проблемой интересуются не только мамы, но и папы. И я часто слышу фразы:
1. «Мне некогда заниматься с ребенком – пойдет в сад, пусть там его всему и учат».
2. «Раннее развитие – это же так сложно / занимает много времени».
3. «Я не умею и не люблю заниматься с ребенком» и т.п.
Я не буду осуждать таких родителей. В конце концов, каждый взаимодействует с ребенком так, как считает нужным. Но вот вторая категория «отговорок» – это как раз тот случай, когда мамы и папы просто не знают, с чего начать, с какой стороны подступиться к огромному айсбергу под названием «раннее развитие». Именно для этой категории родителей и написана данная статья.
Что нужно знать в первую очередь?
Итак, интернет кишит всевозможными пособиями, отдельными разобщенными материалами, техниками, по которым умные люди (далее обычно следуют мало кому известные фамилии) советуют учить ребенка первых лет жизни. Перед тем, как начать разбираться в этой хаотичной совокупности, следует уяснить для себя несколько простых вещей:
1. Развитие ребенка (как минимум, лет до 5) не занимает много времени. Запомните: с 5-6-7-летними детьми много, трудно и долго занимаются те родители, которые пренебрегали ранним развитием. В таких случаях ребенок до 4-5 лет предоставлен самому себе (у таких деток, кстати, часто бывают задержки речевого развития, но это уже другая тема, которой будет посвящена отдельная статья), а потом родителей озаряет, что чаду скоро в школу, а оно ничего не знает. Начинается образовательная гонка, в которой, как правило, не бывает выигравших.
2. Развитие ребенка любого возраста должно быть гармоничным. Это значит, что нужно прорабатывать все основные темы, знанием которых должен обладать ребенок.
3. Не нужно пытаться объять все темы в один день, лучший вариант – комбинирование и чередование. Например, сегодня занимаемся с ребенком развитием речи, памяти и внимания в первой половине дня, математикой – во второй. Завтра сначала прорабатываем счет, а после дневного сна делаем поделки. Если ребенок уже ходит в сад, можно все это сделать вечером. Главное правило – занятие должно длиться минут 10-15, не более: маленьким детям трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности в течение длительного времени.
Кстати, занятия творчеством во многих случаях можно совместить с освоением счета и изучением явлений окружающего мира.
Приведу пример из личного опыта. Решили мы с сыном сделать поделку «яблоня»: дерево нарисовать, а яблочки слепить из пластилина и прилепить на нарисованную основу. Ребенку 2,5 года, поэтому нарисовать дерево самостоятельно он пока не в состоянии – рисую я, а он раскрашивает (этот навык был освоен относительно недавно). В процессе рисования и раскрашивания объясняю сыну, что такое яблоня и как она выглядит. Затем Кирилл из пластилина лепит яблочки разных цветов (такая вот у нас нестандартная яблоня, на которой растут разносортные яблоки). Слепил – начинаем сортировать и считать: сначала разложили в одну сторону яблочки красного цвета, во вторую – желтого, в третью – зеленого, потом посчитали, сколько яблок каждого цвета – повторили счет. Затем определили, каких яблок больше, каких меньше – потренировали операцию сравнения. Таким образом, сделали поделку и в то же время пополнили копилку знаний об окружающем мире, а также позанимались математикой.
4. Не нужно бояться забегать вперед. Если ребенок в 2,5-3 года освоил темы из пособий для своей возрастной категории, смело начинайте заниматься по материалам для более старших деток (3-4 года). Разделение разных по сложности пособий на возрастные группы весьма условно (об этом я подробно рассказывала в статье "Виды популярных развивающих пособий").
5. Не ждите быстрых результатов. Известно, что развитие ребенка происходит скачкообразно: относительное затишье сменяется интеллектуальными «прорывами». Я в этом убедилась на своем ребенке: сын заговорил довольно поздно, но речь развивалась (и продолжает развиваться) даже не быстро, а стремительно: в 2 г. 2 мес. он говорил только «мама», «папа», «баба» (да и то только первые слоги: ма, па, ба), «да» и «нет», а в 2 г. 4 мес. уже разговаривал предложениями. Это, конечно, закономерно, поскольку я с ним занималась с самого рождения (информацию о том, как и когда целесообразно начинать развивать речь ребенка, можно найти в статье "Раннее развитие: когда и с чего начинать"), но такой резкий скачок не мог не удивить всю семью.
Нужны ли дополнительные занятия?
При обсуждении постулатов и основных аспектов раннего развития нельзя не затронуть такую тему, как занятия в детских развивающих центрах (в простонародье – развивашки). Многие считают это пустой тратой денег, другие утверждают, что до 4-5 лет на подобных занятиях ничего «сверхъестественного» детки не делают, поэтому тем же самым можно заниматься дома. Мы с сыном ходили на такие занятия несколько месяцев (с 1 г. 10 мес. до 2 г. 3 мес.), закончили сразу же после того, как ребенок пошел в детский сад ввиду постоянных болезней. Занятия длились час и были весьма насыщенными: и зарядка, и лепка/рисование/аппликация, и работа с кинетическим песком, и кукольный театр, и чаепитие, и даже особый ритуал, проводимый в конце занятия – дети такие вещи очень любят. Впечатления от занятий остались только положительные: сын научился слушать педагога, что очень помогло и помогает ему до сих пор при выстраивании отношений с воспитателями в детском саду, приобрел первый опыт социализации, поучаствовал в тех видах деятельности, от которых отказывался при занятиях с мамой (и многие из них ему понравились). Поэтому как только его иммунитет немного окрепнет, мы обязательно продолжим посещение полюбившегося нам детского центра.
Итак, раннее развитие – полезное и нетрудное занятие, которое не займет у родителей много времени. Однако результат непременно порадует, даже если его придется какое-то время подождать. Более подробный материал по каждому из аспектов раннего развития можно найти в других статьях моего блога – до новых встреч!