Найти тему
Айкидо и Япония

Комусо

"Комусо" переводится как "монахи пустоты". Такое название носит дзэнская школа монашества Фукэ в Японии.

Монахов комусо отличает несколько экзотический внешний вид: на голове они носят шляпу, сплетённую из тростника - тэнгай, которая полностью закрывает голову, оставляя лишь возможность смотреть в прорези-щели. Комусо практикуют игру на длинной бамбуковой флейте сякухати. Это - особый вид медитации суйдзэн.

Впрочем, комусо не всегда были столь беззащитны, как они выглядят сейчас. Кроме флейты и тростниковой каждый комусо, поступая в школу Фукэ, получал во владение два меча: первый - короткий, подобный кинжалу, носился у пояса и назывался малая сякухати. Второй меч был длинный, изготавливался из дерева и имел длинную рукоятку. Внешне этот меч был похож на алебарду или боевой посох и использовался в боевых практиках школы.

Шляпа тэнгай является обязательной для надевания, если монах выходит из монастыря на улицу. По тому, как надевался тэнгай и как монах держал в руках флейту, другие монахи могли определить, нуждается ли их брат в ночлеге. Также тэнгай защищал от дождя. Этот головной убор мог изготавливаться только в главных столичных храмах школы, где мастера хранили точную конструкцию головного убора.

Монашеское одеяние кэса внешне выглядело как прямоугольная накидка с решётчатым узором. Разные по цвету кэсу соответствовали рангу адепта школы. На груди монах носил деревянную дощечку. На одной стороне дощечки было написано «не рождённый, не умирающий», на другой — дзэнское имя последователя. За спиной комусо держал одеяло фукусу, а на поясе - «Котомки трёх долин», включавшие в себя две коробочки для текстов буддийских гимнов и небольших молитвенных табличек и чашу для подаяния. Одну из коробочек разрешалось использовать для хранения мелких денег.

-2

Монахам комусо запрещалось много разговаривать. На вопрос «куда вы идёте?» комусо имел право ответить: «повсюду и никуда», «в любом направлении» или «иссё фудзю» («в одном месте не жить»). Комусо мог называть лишь своё имя в традиции школы и название храма школы.

-3

При встрече с врагом комусо использовал сякухати для отражения удара врага. Если поединок не был молниеносным, томонах отвязывал «котомки трёх долин» от пояса. Только после этого он имел право извлечь для защиты кинжал.

Если монах умирал в пути, то по традиции его укрывали одеялом, а в качестве могильной доски использовали дощечку кэнконбари. Каких-либо погребальных церемоний не использовали, считая, что погребальную мелодию для монаха на сякухати будет исполнять ветер.

______________________________________________________________________________

Больше в рубрике "Дзен":

1. Окинавское направление Дзен

2. Основатель японского Дзен-буддизма

3. Дзен - религия самураев

4. Японские монастыри

_______________________________________________________________________________

"Айкидо на спортивной" очень ценит ваши лайки!
Подписывайтесь на наш канал!