Вспомогательные (инженерные) войска – невидимые герои любой войны. Без них современная армия не смогла бы никуда пройти, не могла бы снабжаться, переправляться через реки, наступать или обороняться. Это самый «недооцененный» из всех родов войск.
Что такое войска поддержки и какими они бывают?
Обычно мы классифицировали войска в соответствии с тем, какова их основная боевая единица (солдат, всадник/экипаж, расчет орудия и т.п.). Однако есть и такие организационно самостоятельные рода войск, у которых боевой единицы нету вовсе. Для упрощения мы назовем их всех вспомогательными войсками. Иногда они могут выступать в качестве подразделений усиления для других родов войск, но чаще становятся «отдельными» соединениями разного размера (батальоны, полки и даже армии).
К основным подвидам вспомогательных войск относятся:
· боевые инженеры
· саперы
· понтонные войска
· инженерно-строительные войска
· ремонтно-технические войска.
· войска связи
· военные арсеналы
· и, с важными оговорками, военно-медицинская служба.
Эти разновидности вспомогательных войск часто совмещаются, поэтому почти каждый из приведенных терминов может трактоваться расширительно, включая и несколько других категорий. Соответственно, структура вспомогательных войск сильно различается от страны к стране.
Рассказ о вспомогательных войсках мы начнем с военных инженеров в узком смысле слова (боевых инженеров), давших название всей под-серии заметок.
Кто такие боевые инженеры и какова их роль в организации армии?
Боевые инженеры – это войска, предназначенные для поддержки наступающей армии. Они вооружены многочисленными средствами преодоления вражеских укреплений: бункеров, блиндажей, стен, рядов колючей проволоки, противотанковых ежей и т.п. Мины мы оставим в стороне, так как саперная служба заслуживает отдельного разговора.
Боевые инженеры незаменимы при прорыве укреплений и в городских боях. С учетом этой сферы применения, они обычно вооружаются не только разного типа взрывчаткой, но и огнеметами. Этот род войск существует со времен открытия пороха: инженеры копали подкопы под крепости, взрывая их стены «минами» (а попросту, бочками со взрывчаткой). Звездным часом боевых инженеров стала Первая Мировая Война: именно боевые инженеры уничтожали полевые укрепления в ближнем бою. Пехотинцы их люто ненавидели: во всех воюющих армиях существовало (неофициально, ибо противоречило законам) правило «огнеметчиков живыми не брать».
В более подвижной Второй Мировой Войне боевые инженеры играли не менее важную роль, но на специфических фронтах. В частности, они помогали американцам и их союзникам уничтожать зарывшихся в землю японцев на тихоокеанских островах. Они же играли важную роль при высадке в Нормандии и при прорыве различных немецких укреплений типа Линии Зигфрида или Кенигсберга.
Стоит отметить, что боевые инженеры могут использоваться (и используются) не только для прорыва вражеских укреплений, но и для уничтожения собственной инфраструктуры при отступлении. Взрывать мосты, заводы и даже целые города. Эту работу редко освещают, она может шокировать, но она может сорвать стратегические планы противника.
ИнжеВо Вторую Мировую сформировалась и универсальная традиция, характерная для современных боевых инженеров: у них появилось подобие «основной боевой единицы» в виде специальной инженерной бронетехники. Однако, в отличие от других видов вспомогательных войск, боевые инженеры из абсолютно самостоятельных соединений (штурмовавших города) все больше превращаются в подразделения усиления для пехотных, кавалерийских (танковых) и механизированных соединений.
Какова роль саперов на войне?
Саперы – войска, занимающиеся минированием и разминированием. Этот род войск ответственен за большее количество смертей, чем многие «основные» рода (вроде пехоты и кавалерии). И, что особо страшно, только авиация может посоперничать с саперами в количестве «невоенных» смертей (мирных жителей).
Естественно, убивают не саперы. Убивают устанавливаемые ими мины. Это страшное оружие относительно дешево, но имеет массу «побочных эффектов». Важнее всего, что мины «неизбирательны», они поражают не только противника, но и свои собственные войска. Конечно, нормальные саперные войска обязательно составляют карты минных заграждений, но… карты могут теряться погибать еще во время установки из-за каких-то нелепых случайностей. Мину может занести почвой, а потом так же оголить. Короче говоря, минные заграждения очень опасны.
Кроме того, минные заграждения сильно ограничивают собственные боевые возможности. Конечно, Минное заграждение обязательно имеет проходы, по которым сами саперы могут перемещаться безопасно – и при необходимости другие собственные войска тоже могут воспользоваться этими проходами. Но наступать по узким минным проходам – значит становиться отличной мишенью для артиллерии противника.
Мины могут использоваться не только тактически, но и стратегически: перекрывать узкие горные и морские проходы, укреплять сухопутные и морские подступы к крепостям и базам, и даже блокировать использование стратегически важных объектов. Например, во Вторую Мировую немцы заминировали крупнейшие порты Северной Франции (и причалы, и воды), так что после высадки войска западных Союзников несколько месяцев не могли ими воспользоваться.
Вопреки распространенному заблуждению, разминирование – достаточно простая и безопасная процедура. Для саперов. Современные мины, при всем многообразии их типов, проигрывают в «гонке вооружений» современному саперному инструментарию (миноукладчикам и детонаторам). Однако разминировать местность под огнем врага тяжело, поэтому мины способны эффективно замедлить наступление.
За 20в. в мире было установлено огромное количество минных полей: как на суше, так и на море. Существенная их часть до сих пор не разминирована. По многим не осталось никаких карт, о некоторых минных полях вообще уже никто не помнит. И каждый год на них продолжают погибать мирные жители, не «вооруженные» ни миноискателем, ни бронежилетом.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory