Найти тему
Радио России

Константин Сёмин: в обществе торжествует страшная система круговой поруки

Павлик Морозов – неотъемлемая часть советской идеологии, которая провозглашала, что интересы общества выше интересов личности. В Великую Отечественную погибали за идеи справедливости, которые ассоциировались с советским государством. В 90-е годы обществу стала насаждаться противоположная модель, что личное благо, родственные узы, семейные связи важнее общего дела и общей справедливости, и удалось добиться иной пропаганды, гласящей "моя хата с краю". В этом суть конфликта вокруг фигуры пионера-героя Морозова.

Как минимум дважды Павлик Морозов становился жертвой политической пропаганды, пройдя посмертно путь от пионера-героя, отдавшего жизнь в классовой борьбе, до предателя, "заложившего" своего отца.

Обсуждаем тему с журналистом и публицистом Константином Семиным.

Павлик Морозов шел на осознанный шаг. Во-первых, он хотел помочь матери и прекратить страдания собственной семьи. Во-вторых, поскольку отец и дед были связаны со спекуляциями с распределением хлеба, ребёнок пытался помочь тем людям, которые жили вокруг него. Он совершал поступок, нацеленный на изменение обстоятельств, в которых он находился, в интересах общества, принес себя в жертву обществу.

"Выдал своего папу?", "выдал своего деда?.." А вот нас сегодняшних, тех, кто задает такие вопросы, не возмущает, когда чья-нибудь дочка или сынок (или родственник) сбивает на автомобиле беременную женщину, скрывается с места преступления, а потом никто никого не выдает, потому что "павликов морозовых" нет сегодня, потому что каждый свою кровиночку до последнего бережет, даже если она шкура продажная и запятнана кровью? Страшная система круговой поруки, невозможности вынесения адекватного приговора, увы, торжествует сегодня.

Полностью беседу с Константином Сёминым слушайте в записи эфира "Радио России".