Учёные знают, что человек осознаёт свою смерть. В момент клинической смерти мозг продолжает работать. И те немногие, что смогли вернуться к жизни, часто могут подробно описать события, происходившие вокруг них.
Вот как описывает момент смерти доктор Сэм Парния из Медицинской школы Университета Стоуни Брук в Нью-Йорке: в течение нескольких секунд после остановки сердца наблюдается активность мозга. Это означает, что пациент знает, что с ним происходит, потому что его сознание продолжает работать. Он утверждает, что кора головного мозга выравнивается "почти мгновенно", но клетки мозга всё ещё могут быть активны через некоторое время после остановки сердца. Иначе говоря: тело было фактически мертвым, но сознание или информационная среда оставалась живой. Что подтвердила независимая команда ученых во главе с доктором Бертольд Аккерман (Dr Berthold Ackermann), осуществляла мониторинг операций и записывала показания пациентов в одной из клиник в Берлина.
Опыт смерти и возвращения к жизни меняет людей. Они чаще приходят на помощь другим. Бытует мнение, что люди приходя в сознание всегда делятся видениями "с того света", но в реальности подобное случается крайне редко. Чаще всего пациенты описывают происходящее в операционной и пересказывают разговоры, которых они не должны были слышать.
Описанный опыт – свидетельство медицины. Но есть два мира, с точки зрения современной физики. Мир привычный нам, с известными нам законами, более или менее нам понятный. Человек, Земля, Вселенная, все что мы можем наблюдать. И Мир, в котором не действуют наши законы. Он, мал, настолько, насколько мала вселенная единственного атома, и велик настолько, что вся ткань пространства ему мала. И этот мир, вмещает и мир мёртвых, и живых, как некой своей части.
Начало этих пониманий заложил немецкий физик Шрёдингер в начале 20-го века, как общие понятия квантовой физики. Попробуем перенести, уже доступные нам знания, на нашу жизнь. В каждый момент времени этой «нашей» Вселенной она разделяется на триллионы, триллионов возможных вариантов развития событий. В какой-то момент мы будем находиться, на грани смерти, и будет существовать бесконечное количество вариантов, в которых мы живы, и столько же вариантов где мы - мертвы. Физики называют это «суперпозицией». Но это, лишь одна из суперпозиций времени и пространства, которую мы ещё можем понять – и это лишь малая часть из её свойств. Значит ли это, что мы бессмертны? И да, и нет. Этот мир «помнит» все свои состояния, и где мы живы, и где мертвы. Но, с этой точки зрения, «жизнь» - это только одно из возможных наших состояний. Мало того, как и понятие «суперпозиции» в физике, понятие «жизни» - это не очевидное, связанное состояние которое может фиксироваться, как триллионы возможных вариантов развития событий, событий совпадающих, и делающих ситуацию запутанной, но не в обывательском понимании. «Запутанной» в понимании того, как новейшая физика видит, например, состояния запутанных фотонов. В этих состояниях наша жизнь, и наша смерть не просто существуют параллельно друг другу, но и поддерживают друг друга, как две противоположности нашего существа, продолжая ткань пространства вокруг нас. И в этом понимании, смерть - это когда наша «суперпозиция» переходит в некую противоположность, но не исчезает совсем.
Далее эти идеи продолжил современный исследователь Роберт Ланза введя понятие биоцентризма. В основе биоцентризма лежит идея о том, что всё, что мы видим, не может существовать без нашего сознания, так как сам факт присутствия нашего сознания влияет на события. Мы верим в смерть, потому что нас учили, что мы умираем. Также мы ассоциируем себя с нашим телом, и мы знаем, что тела умирают. Конец истории. Но биоцентризм, говорит нам о том, что смерть не может быть конечным событием.
Это, тем не менее, не гарантирует нашему сознанию бессмертия. Но, возможные проповеди, и выводы в этом контексте пока лишены научного смысла.