Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Немецкий БТР Второй мировой – на службе Чехословацкой армии

В силу исторических обстоятельств, бывшая Чехословакия использовали широкую номенклатуру немецкой техники времен Второй Мировой. Вновь созданная армия буквально по крупицам собирала технику, восстанавливая брошенные машины по полям отгремевших сражений. Мы неоднократно писали о чешских Pz.Kpfw IV и САУ Hummel. Но они пробыли на вооружении Чехословакии относительно недолго. Другое дело – полугусеничный БТР Sd.Kfz 251, у которого после войны началась новая жизнь. О ней мы сегодня и поговорим.

Sd.Kfz. 251. захваченный повстанцами в ходе Варшавского восстания (1944). Первые HKL-6p отличались от оригинала лишь мотором.
Sd.Kfz. 251. захваченный повстанцами в ходе Варшавского восстания (1944). Первые HKL-6p отличались от оригинала лишь мотором.

Немецкий БТР чешского производства

Tatra OT-810 - уже чехословацкий Hanomag. Внешне машину можно узнать по закрытому десантному отсеку
Tatra OT-810 - уже чехословацкий Hanomag. Внешне машину можно узнать по закрытому десантному отсеку

Использование Sd.Kfz 251 в Чехословакии было обосновано многими факторами. Во-первых, за годы войны было собрано более 15 тысяч БТР в разных комплектациях. Даже невзирая на безвозвратные потери и разбросанность по всем театрам боевых действий, на территории Чехословакии оказалось внушительное количество машин. А во-вторых, определенное количество немецких «Ханомагов» было произведено в Чехии, на заводах Škoda Pilsen и Mürzzuschlag-Bohemia. Естественно, что остались и специалисты, оборудование, и задел запчастей.

Вид на десантное отделение OT-810
Вид на десантное отделение OT-810

По этой причине, было решено принять на вооружение новой армии БТР Sd.Kfz. 251, который получил чешский индекс HKL-6, более известный как «Hakl». Машины проходили капитальный ремонт, после чего в документах значились как OPp3N (Бронированный полугусеничный, 3 тонны, немецкий). Эти машины находились на службе чехословацких пограничников длительное время. В 1952 году бывшие «Ханомаги» получили новый двигатель Tatra T-928-3. Обновленную машину нарекли HKL-6p. В остальном, немецкие машины полностью соответствовали оригинальной конструкции.

Чехословацкий БТР получил новый мотор, чешский пулемет и измененный десантный отсек
Чехословацкий БТР получил новый мотор, чешский пулемет и измененный десантный отсек

Несмотря на мировую тенденцию к созданию полностью гусеничных транспортеров, чехи продолжили поддерживать парк немецких машин. Так, на 1951 год в активной эксплуатации находилось 736 немецких бронетранспортеров (включая Sd.Kfz 250). К 1957 году их количество сократилось до 630 машин (из них 476 единиц HKL-6p). Но это были еще немецкие машины – произведенные во время войны, и находящиеся на грани ресурса. Нужен был новый БТР.

Сверху десантное отделение могло закрываться двустворчатым люком. У командира тоже появился свой люк в крыше.
Сверху десантное отделение могло закрываться двустворчатым люком. У командира тоже появился свой люк в крыше.

OT-810: «Ханомаг», но не совсем

OT-810  с закрытым десантным отсеком
OT-810 с закрытым десантным отсеком

Еще в 1948 году Чехословакия могла начать разработку своего бронетранспортера. Но, вероятно, было не до того. При этом новейший советский БТР-152 тоже не спешили покупать, продолжая эксплуатировать немецкие машины. К мысли о новом БТР вернулись лишь в середине 1950-х. Но и тогда отказались от советской техники, предпочитая собственную разработку.

Истребитель танков OT-810D с 82-мм безоткатной пушкой на учениях
Истребитель танков OT-810D с 82-мм безоткатной пушкой на учениях
Ремонт OT-810 усложнялся плотным расположением агрегатов
Ремонт OT-810 усложнялся плотным расположением агрегатов

Работы над OT-810 HAKO ("Hanomag Kopřivnice") началась в 1952 году. Правда, ряд трудностей и вынужденные перерывы отодвинули сроки на четыре года. По сути, чехословацкий БТР повторял немецкую машину, но с некоторыми усовершенствованиями. Так, десантный отсек получил крышу, а кабину незначительно переработали. Двигатель тоже заменили чешским аналогом Tatra 928-3, мощностью в 130 сил. С ним запас хода вырос вдвое, достигнув 620 километров. Вооружение ограничивалось одним пулеметом vz. 59 или 82-мм безоткатной пушкой в версии OT-810D.

Фрагмент учений армии Чехословакии с применением истребителя танков OT-810D

До 1959 года была готова первая партия в десять OT-810. А за три года производства из ворот завода «Подполянске строярне» (Словакия) вышло 1140 машин. БТР получился капризным, и не самым удобным в эксплуатации. Закрытый десантный отсек усложнил вход-выход, а обслуживание агрегатов было трудоемким из-за компактной конструкции моторного отсека. За это военные прозвали OT-810 «Гитлерова помста». Правда, мучиться им пришлось не долго – уже в 1963 году его начал заменять OT-64 (чешский ответ на БТР-60).

Десант покидает OT-810 под прикрытием огня пулемета vz. 59.
Десант покидает OT-810 под прикрытием огня пулемета vz. 59.

Итоги

OT-810 на зимних маневрах чехословацкой армии
OT-810 на зимних маневрах чехословацкой армии

Немецкий БТР Sd.Kfz 251 стал вторым по массовости полугусеничным бронетранспортером Второй Мировой (после американского M3). Не столько ее положительные качества, сколько необходимость Чехословакии в подобной технике, дала машине вторую жизнь. Даже снятые с вооружения OT-810 не были отправлены на слом, оставаясь в резерве на случая «горячей» фазы Холодной войны. Лишь в 1989 году началась распродажа машин, которая продолжилась до 1995 года. Так что, если в очередном фильме на тему Второй Мировой будут показаны немцы на «Ханомаге» - с великой вероятностью, это будет чешский реквизит.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш канал, и не забывайте ставить «палец вверх». Уточнения и дискуссия – прошу комментарии. По ссылкам ниже – другие штрихи о послевоенной судьбе немецкой техники:

-Pz.Kpfw IV в Сирии: как Чехословакия продавала немецкое наследство

-Часть-2: боевое применение Pz.Kpfw IV в Сирии

-Stg-44 в Сирии: как немецкий автомат попал на поля нынешней войны?