Отсюда: https://a-i-shin.livejournal.com/29148.html
В 2003 году мощную композицию на горе Мансудэ в Пхеньяне венчала одна фигура - Ким Ир Сена.
К 100-летнему юбилею отца-основателя КНДР к его статуе присоединилось изваяние сына.
До недавних пор данный монумент был одним из немногих мест во всей стране, которые освещались в тёмное время суток. Страна находилась в состоянии острейшего энергетического кризиса, можно сказать, голода и позволить себе лишнее Северная Корея не могла, просто не имела таких ресурсов. Надо сказать, что и сейчас «не шоколад», но положение, судя по всему, выправляется. Из открытых источников доступна информация о том, что с 2003 по 2009 гг. производство электроэнергии в КНДР увеличено минимум на 30%, а сравнительно недавно пущена новая ГЭС. Я не особо внедрялся в тему, деталей не освещу, отмечу только, что более-менее стабильное присутствие электроэнергии видно не только в Пхеньяне: везде, где мы оказывались в темное время суток, в окнах горел свет, чего не наблюдалось в 2003 г. Хуже того, в 2003 г. в Пхеньяне были освещены только монументы, некоторые памятники и относительно новые отели. Это отмечено мной в заметках того времени, в ночи мы тогда передвигались от одного островка света к другому. Похоже, хватило нескольких последних лет, чтобы в корне изменить ситуацию.
Опять же, я никого вопросами не мучил, отметил в результате собственных наблюдений: в стране принята и реализуется программа энергосбережения. Везде лампы накаливания заменены на энергосберегающие.
Мы в России до сих пор не можем прийти к единому мнению на тему, что лучше: 100 Ватт света за 30 центов, но те же 100 Ватт в час энергозатрат или несколько долларов за люминесцентный аналог, но гораздо меньше энергопотребления при почти такой же освещенности. Есть сторонники и противники экономных источников света нынешнего поколения: кто-то за старые добрые нити накаливания, а кто-то – за газоразрядные завитушки. Меня, к примеру, напрягает присутствие ртути в «модных» лампочках, мне видится, что прежде, чем склонять народ к такому пути бережливости, неплохо подумать о природе и создать сперва систему утилизации или повторного использования. Словом, я, живя в России, не спешу, жду развития светодиодных технологий и неизбежного их удешевления, чтобы хоть как-то поберечь природу и не способствовать распространению яда. Очевидно, что вместе со мной не торопятся в нашей стране очень многие. Однако Россия может себе позволить ещё какое-то время вольное отношение к трате электроэнергии: советская власть оставила хороший задел, да и в новое время вводятся новые мощности, света хватает всем и на всё.
Так же очевидно, что в КНДР не увещевают, а решают вопросы командно-административно: сказано беречь – береги. Ещё до поездки слышал я про северокорейские проекты использования возобновляемых, альтернативных источников и т.п.: ветряные, приливные и иже с ними электростанции. Благо, моря вокруг да около. Но это – дело какого-то будущего. А одной из примет сегодняшнего Пхеньяна лично для меня стали светильники на солнечных батареях.
Публикация от 13.08.2013