Найти тему
Читатель Толстов

Десять (!) новинок переводной прозы (и снова про книжную ярмарку)

Владислав ТОЛСТОВ 25.11.2018

Прочитано в 2018 г. Выпуск 244

Тана Френч «Тайное место»

  • Изд-во «Фантом Пресс», 2018 г.
-2

В очередной раз напоминаю, что уже совсем скоро, через четыре дня, 28 ноября в Москве откроется 20-я книжная ярмарка Non/Fiction, и я в последние две недели стараюсь написать о максимально возможном количестве книг, на которые следует обратить внимание, если вы отправитесь на ярмарку (сам-то я, увы, не попадаю). Сегодня – иностранные книжки, переводная проза, и на первое место я бы поставил роман Таны Френч «Тайное место». Тане Френч в России как-то до сих пор не очень везло. Она мощная писательница, умная, глубокая, а издавали ее книги в мягких обложках с аляповатыми рисунками, как Донцову какую-нибудь. Но теперь за дело взялся «Фантом», перевели один из лучших ее романов – ищите, читайте, и будет вам счастье. Детектива Морана из дублинского отдела по расследованию убийств отправляют в частную женскую школу, где несколько лет назад на лужайке нашли мертвого юношу, а теперь вскрылись, как говорится, дополнительные обстоятельства. Это не совсем детектив даже, а психологический роман о том, как детектив ведет бесконечный поединок со стервой-начальницей и с девочками-подростками из женской школы, которая окажется тем еще гадюшником. Редкий случай, когда детективная линия располагает к неторопливому, вдумчивому, обстоятельному чтению. Тана Френч, запомните это имя, она крутая!

Мэтт Хейг «Как остановить время»

  • Изд-во «Синдбад», 2018 г.
-3

Отлично, отлично. Том Хазард преподает историю в одной из лондонских школ. И никому не говорит, что многим событиям далекого прошлого, о которых написано в учебнике, он сам был когда-то свидетелем. Потому что родился Том в 1581 году, какое-то время дружил с Шекспиром, а потом, когда все его ровесники умерли, а сам он продолжал жить, узнал, что относится к так называемым «альбам» - людям, живущим по семь, восемь и больше веков, не меняясь внешне, но насыщаясь впечатлениями и переживаниями всех времен, которые они застали. Поэтому повествование Тома постоянно прерывается флэшбеками – то он вспоминает, как кутил с четой Фицджеральдов, то рассказывает о далеком детстве, проведенном в аристократическом замке во Франции. Хорошая попытка рассказать о том, как человек, для которого время, в сущности, остановилось, воспринимает его течение «изнутри». Там есть еще сюжетная линия, как Хазард разыскивает свою дочь, она тоже «альба», но самое интересное – это именно монологи главного героя о том, как он тут помнит, тут не помнит, а времени-то прошло всего ничего – лет двести, триста, не более. Замечательный роман, я считаю, спасибо издательству «Синдбад», отличного автора они открыли для меня.

Янош Хаи «Подземный гараж»

  • Изд-во «Текст», 2018 г.
-4

Еще один неизвестный прежде автор – и в самом деле, «Подземный гараж» стал первой книгой венгерского писателя Яноша Хаи, которая издана в России. Книга небольшая, но очень, как бы это сказать, плотная. Несколько героев говорят, говорят, монологи сменяют друг друга, и говорят они, в сущности, об одном, - как скучно жить на этом свете, господа. Один из героев романа от скуки уходит от жены, устраивается охранником в подземный гараж и мастерит там адскую машину, чтобы взорвать всех. Вроде бы сколько уже написано о таком феномене современной жизни, как скука, а вот поди ж ты, Янош Хаи сумел найти какие-то очень важные и небанальные слова, чтобы показать, как под толстым слоем скуки бушуют поистине шекспировские страсти. И романтическая, любовная линия в романе тоже присутствует, именно любовь помогает избежать безумного однообразия в жизни. Не скажу, что роман меня прямо поразил-поразил, но это довольно свежее высказывание по набившей оскомину теме.

Йозеф Рот «Тарабас. Гость на этой земле»

  • Изд-во «Текст», 2018 г.
-5

Еще одна новинка от издательства «Текст» (вообще же они сразу несколько новых книжек к ярмарке издали интересных). Не самый популярный автор, хотя Йозефа Рота у нас издают регулярно. Рот писал романы о жизни в Европе во время и после первой мировой войны, у него в романах часто появляются персонажи, которые могли бы присутствовать, например, в книге про бравого солдата Швейка, или в романах об Остапе Бендере. Вот Тарабас, герой этого романа, он такой не то Швейк не то Бендер. Начинается книга с того, что Тарабас идет по Нью-Йорку, ввязывается в криминальную историю, ему нужно срочно сбежать в Европу, а там как раз начинается первая мировая война. И вчерашний охламон, который знать не знал, к чему себя применить, становится героем войны, полковником, и даже военным диктатором в крошечном еврейском местечке где-то на Западной Украине. Причем описываются его похождения таким намеренно нейтральным, стертым языком, как будто и автор не знает, чем все закончится. Не самый лучший роман, который я читал у Йозефа Рота, но хорошо, что книг Рота в России становится больше.

Джайлз Брандрет «Оскар Уайльд, Конан Дойл и игра под названием «Убийство»

  • Изд-во «Текст», 2018 г.
-6

Напомнило роман Дэна Симмонса «Друд» - там, помните, детективное расследование вел сам писатель Чарльз Диккенс. А здесь главные герои – Оскар Уайльд и Артур Конан Дойл, то есть это теперь такая мода, реально существовавших людей (к тому же писателей) помещать в выдуманные автором обстоятельства. Герои собрались хорошо провести время, даже придумали специальную игру, но тут начинают выбывать (погибать) один за другим, и Уайльду предстоит провести расследование. Типа, получается, что в альтернативной реальности Артур Конан Дойл списал Шерлока Холмса с Оскара Уайльда, так, что ли? Ни разу не слышал об этом, вообще о том, чтобы Конан Дойл и Уальд хоть раз общались: Дойл был человеком консервативных взглядов, вряд ли бы он даже порог дома Оскара Уайльда переступил. А в романе у них дружба-дружба. Вот этот жанр, где в качестве сыщиков привлекаются известные исторические личности, для меня интересен только тем, что читаешь и смотришь не на то, как автор ведет сюжет, а насколько точно, по твоим представлениям, он описал эпоху. В романе Джайлза Брандрета действие происходит в викторианской Англии, о которой уже миллион книг написан, но читать интересно, потому что видно, что автор тщательно и долго готовился именно к тому, чтобы создать безупречный антураж. В общем, книга так себе, я бы сказал.

Никлас Натт-о-Даг «1793»

  • Изд-во «Рипол Классик», 2018 г.
-7

Ух ты, опять исторический детектив, да еще к тому же дело происходит в 1793 году в Швеции, о которой средний читатель мало что знает. Это тебе не Франция-1793 или там, не знаю, Россия-1793, там у них, оказывается, был почти тоталитаризм: умер старый король, новые власти закручивали гайки, чтобы не допустить в Швеции революции. И тут находят в стокгольмском водоеме труп, а следствие поручают пропойце и грубияну Карделю и рафинированному душке-адвокату Сесилу Винге. Оба к тому же сильно нездоровы: Винге доедает чахотка, ему немного осталось, у Карделя нет руки, к томуже он судя по некоторым эпизодам, допивается до белой горячки. «1793» - отличный, вот просто отличный ретро-детектив, в духе моего любимого Роберта Маккамона. Тут тебе и приметы времени, и всякие важные детальки вроде предметов быта или как устроена сыскная служба, юридическая контора или внутренний быт придорожного трактира. Хорошая книга, настоятельно рекомендую.

Донато Карризи «Мастер теней»

  • Изд-во «Азбука», 2018 г.
-8

Отлично, новый роман Карризи – четвертый или пятый из цикла, и третий в этом году (и «Азбука» вот-вот выпустит еще один, «Мужчины с бумажными цветами»). Карризи – мое главное открытие 2018 года в остросюжетном жанре. Очень плотные, динамичные, какие-то изысканно-барочные – и одновременно напичканные самыми кровавыми и неприятными подробностями полицейской службы (Карризи сам много лет отработал в уголовной полиции). Сквозные герои – девушка Сабрина, полицейский фотограф и священник Маркус, которому на исповеди признаются в страшных преступлениях, а он не может нарушить тайны исповеди, поэтому ведет расследование самостоятельно. В «Мастере теней» завязка сюжета – Рим на двое суток должен погрузиться в абсолютную тьму, связано с ремонтными работами на электроподстанциях, вся полиция дежурит в усиленном режиме, а когда дают свет, выясняется, что тут много чего произошло. Ну, а Маркусу вообще приходится побыть в фильме ужасов «Пила»: он приходит в себя в темном подземелье, в наручниках, а ключи, как выясняется, у него внутри, да он к тому же абсолютно голый, и что-то предшествовало этому всему, только он ничего не помнит. Отличный роман, идеальный остросюжетный триллер, образец жанра, хотя Донато Карризи плохих книг не пишет – я пока ни одной не встречал.

Э.О.Чировици «Дурная кровь»

  • Изд-во «Азбука», 2018 г.
-9

Это уже вторая книга американского писателя румынского происхождения Э.О.Чировици, которая выходит в России – в прошлом году в «Азбуке» вышла «Книга зеркал», довольно замысловатый триллер. Там литературный агент получал некую рукопись, в которой, судя по всему, было подробно описано убийство, в реальности оставшееся нераскрытым – и агенту пришлось переквалифицироваться в частные сыщики. В «Дурной крови» не менее туго закрученная интрига. Известный психолог, читающий по всему миру лекции, получает необычное приглашение. Некий Джош Уолтер, знаменитый в своем городе меценат, благотворитель и вообще добрейшей души человек зазывает психолога к себе домой, чтобы кое-что ему рассказать с глазу на глаз. Уолтер умирает от рака, и не может уйти из мира прежде чем не получит разгадку страшной тайны, которую он всю жзнь вынужден носить в себе. Первые сто страниц автор путает следы, интригует читателя, подбадривает его, завлекает, а потом пришпоривает коня и сюжет начинает нестись вскачь – очевидно, что психологу теперь тоже придется стать детективом, чтобы распутать все узлы. Хороший триллер, Чировици явно перспективный жанровый писатель, и не потеряется даже на фоне той лавины остросюжетной литературы, которая издается в России.

Масадзи Исикава «Река во тьме»

  • Изд-во «Эксмо», 2018 г.
-10

Это мемуары, реальная история человеческой жизни, но чтение более чем остросюжетное. В 1960 году отец Исикавы, поддавшись на обещания райской жизни, переехал вместе с женой-кореянкой и малолетними детьми в Северную Корею. После чего им пришлось хлебнуть сполна всех ужасов северокорейского ада, и Исикава подробно описывает – школа, соседи, партийные собрания, праздники… Сам он готовил побег, и в 1996 году ему удалось сбежать, потом еще несколько месяцев Исикаву пытались тайно переправить в Японию, а уже в Японии он узнал, что вся его семья вымерла от голода – за его побег их просто отрезали от всех видов продовольственного снабжения. Книга жуткая, страшная, почти на каждой странице хочется восклицать – да нет, нет, такого быть не может! Потом понимаешь, что очень даже может, ибо происходящее в Северной Корее (и то, что продолжает в ней твориться до сих пор) – может быть, самое страшное, чему может подвергаться и отдельный человек, и население всей страны.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

-11

Андреас Грубер «Смертный приговор»

  • Изд-во «Центрполиграф», 2018 г.
-12

Иногда забываю, что «Центрполиграф», не самое заметное у нас издательство (я-то у них отмечаю чаще исторические книги и прочий нон-фикшен), регулярно издает отличную жанровую прозу. А между тем они только что выпустили новый роман Андреаса Грубера. В духе «Молчания ягнят»: сначала там находят бедную измученную десятилетнюю девочку, которая откуда-то сбежала...