Борис Вяткин с детства мечтал выступать в цирке. Его завораживал волшебный мир ярких огней, поражала ловкость гимнастов, удивляли дрессированные животные, заставляли смеяться уморительные клоуны.
Маленький, а потом и подросший Боря на уровне интуиции чувствовал, что цирк будет тем местом, где он найдет свое призвание и признание.
Возможно, молодой человек очень активно посылал желания в космос, или сделала свое дело невероятная упертость в стремлении оказаться на манеже.
Но мечты сбылись, и жизнь в цирке для Вяткина не просто удалась, а сложилась чрезвычайно успешно. Однако только ему единственному было известно, каким непростым оказался этот путь.
Первые шаги к мечте
Борис Вяткин всю жизнь благодарил своего отца, простого сапожника, который делал все, чтобы мальчик получил образование и помогал сыну всесторонне развиваться.
Делал он это в одиночку, потому что его жена и мать Бори сбежала с любовником, бросив семью. Мальчик хорошо учился, занимался спортом, научился играть на балалайке.
Подростком Вяткин попал в большой Новосибирский цирк. Это событие для деревенского паренька из Алтайского края стало настоящим потрясением. Представление он посмотрел на одном дыхании, а домой вернулся уже другим человеком — мысль о работе на цирковой арене основательно поселилась в его голове.
Семья жила небогато и подросшему Борису пришлось идти работать. Но не в цирк, а туда, куда его брали за небольшие деньги. Единственное, что поддерживало в молодом человеке мечту, была акробатика, занятия которой он никогда не прекращал.
Первой работой в цирке, куда Вяткин все-таки попал, была должность униформиста – он обслуживал актеров во время репетиций и выступлений. Там любознательного и спортивного юношу обучили некоторым цирковым акробатическим трюкам.
Но первый его дебют состоялся в роли партнера одного известного комика, который буквально вытолкнул Вяткина на арену. Это было премьерное выступление будущего прославленного артиста.
Вскоре он уже колесил по стране с независимыми труппами. Это не было легким приключением. Иногда артистов не принимала публика, заработки были мизерными, их обманывали импресарио, Нередко приходилось голодать, продавать последнюю одежду или предметы реквизита, чтобы вернуться домой.
В 1934 году 21-летний Вяткин начал выступать в паре с эквилибристом Алексеем Казаченко. Их номера представляли собой микс из жонглирования, акробатики, пародий и клоунады. Публика артистов хорошо принимала, газеты писали хвалебные отзывы.
Дорога к успеху
Гастролируя по Дальнему Востоку, Борис познакомился с молодой девушкой Галиной. Дальше влюбленные отправились уже вместе. Жена Вяткина никогда не имела отношения ни к цирку, ни к миру искусства вообще.
Но что поразительно — во всем поддерживая мужа, Галина занялась акробатикой и после недолгих , но усиленных тренировок она стала прекрасной цирковой артисткой.
С супругом они исполняли сложные силовые акробатические номера с поддержками и публика их прекрасно принимала. Как же Борису Вяткину удалось стать знаменитым клоуном, ведь советские зрители в большинстве своем помнят его именно в таком амплуа?
Однажды семейный цирковой дуэт Вяткиных гастролировал в Комсомольске-на-Амуре. В какой-то момент программа осталась без коверного — так раньше называли клоунов, потому что они выступали в перерыве между номерами, когда с арены убирали ковер и меняли реквизит.
Борис согласился выручить коллектив и вышел на арену, придумав номер со своей очень артистичной любимицей — собакой Крошкой. Как и знаменитая Клякса Карандаша, хвостатая партнерша Вяткина тоже вошла в историю советского цирка.
А Борис Петрович, по сути, освоил еще одну цирковую профессию — дрессировщика. Со временем Крошку на сцене заменила ее дочь Манюня. Любопытно, что эта кличка в то время стала самой популярной у владельцев собак.
Клоунские номера Бориса Вяткина очень любила публика. Они отличались от работ его коллег. Это были не просто сценки из жизни смешных неуклюжих персонажей, а настоящие сатирические работы на злобу дня, с экспромтами, острыми шутками, которые часто рождались прямо на арене.
Артист Вяткин критиковал недостатки современного общества, высмеивал человеческие пороки, иронизировал над неприглядными сторонами окружающей действительности.
Вторая половина жизни Бориса Вяткина в цирковом искусстве была очень успешной. Он долго служил в Ленинградском цирке, выступал в составе клоунской группы известного режиссера Георгия Венецианова.
Артист прожил 80 лет. Уже давно находясь на пенсии, он не расставался с манежем. Но даже выступления Вяткина, находившегося в почтенном возрасте, удивляли и влюбляли в него публику.
Путь циркового оказалось непростым, сопряженным с большими физическими и эмоциональными нагрузками. К концу жизни организм Вяткина был изношен, подводило сердце.
Бориса Петровича не стало в 1994 году. Но аплодисменты в адрес большого артиста в душах его поклонников не смолкают до сих пор.