Доброго времени суток уважаемые читатели, сегодня продолжу тему о еще одном известном мотоцикле советского времени!
Я немного расскажу о Тульском вездеходе "Тула", выпускавшийся крайне непродолжительно время с 1984 по 1996 года, но за этот короткий срок успел собрать огромную армию поклонников. Мотоцикл уникален без преувеличения, он был единственным в своем роде на территории советского союза. Это первый серийный внедорожный мотоцикл неколясочник, да еще и с популярным на то время 2Т мотором. У мотоцикла за время было две модификации, последняя немного изменила вес мотоцикла, и конструкцию бака топливного. Он был уникален своей технологичностью по тому времени, главными особенностями следует отметить: лепестковый клапан который решал проблему обратного потока топливно-воздушной смеси, резонатор 2Т двигателя что позволяло экономить топливо и повышать мощность на оборотах выше средних, стартер-генератор, мотоцикл заводился с ключа, благодаря подаче на генератор постоянного тока, которое создавало крутящий момент на валу двигателя. В целом двигатель был идентичен Тульскому мотороллеру "Тулица", и полностью взаимозаменяемым, кстати колеса тоже были взаимозаменяемыми, благодаря одинаковой ступице, хотя сами обода были разных размеров. Конечно мотоцикл был довольно тяжеловат для бездорожья, около 130 кг., сухой массы, на 12.5 л.с. Можно сказать что двигатель слабоват, но на кпп были подобраны правильные валы и шестерни которые давали хорошую тягу мотоциклом на пониженных передачах, при этом мотоцикл можно было разогнать до 80 км/ч, иногда при хорошем техническом состоянии даже больше, но мотоцикл был недостаточно устойчив из за ширины колес, хотя на мой взгляд это не критично. За счет воздушного принудительного охлаждения на нем можно было без труда колесить по лесу и пересеченной местности без последствий перегрева. Сейчас сложно найти мотоцикл в достойном состоянии, в основном у них не работает стартер, или еще хуже, стоит магнето (с другой точки зрения, это зажигание лучше, но я сторонник стока) от трактора, перечисленные поломки относятся к недостаткам этого мотоцикла. Несмотря на все он очень полюбился охотниками, рыбаками, и просто любителями поколесить вне дорог. Лично мое мнение что мотоцикл был удачным, и у него могло бы быть хорошее будущее, найти его к сожалению сейчас не так просто, а если они попадаются то как правило цена в районе 20 тыс.р., но думаю это стоит того, мотоцикл конечно не сравнится с современными эндуро, но оставляет самые положительные эмоции о себе.
Завод выпускавший мотоциклы работает и по сей день, производя продукцию гражданского пользования, а так же и военного назначения, в основном огневое оружие для военной спецтехники. Тульский завод хотел построить мотоциклу хорошее будущее, уже были созданы модификации "Тулы" которая должна была пойти в серию, но к сожалению все это так и осталось в планах, а в дальнейшем разработку и вовсе закрыли.