«Какую биографию делают нашему рыжему!» - именно этой фразой больше пятидесяти лет назад поэтесса Анна Ахматова отреагировала на громкий процесс, связанный с осуждением Иосифа Бродского по статье о тунеядстве, который прошел в Ленинграде.
Процесс был показательным. Таким образом, власти собирались приструнить распоясавшуюся на волне оттепели советскую интеллигенцию, а Бродский был выбран в качестве жертвы Ленинградским обкомом и Ленинградским КГБ так как был очень популярен в молодежной среде. Однако суд над Бродским вызвал огромный скандал и имел обратный эффект. По сути, именно с этого началась так называемая кампания «подписантства», когда представители творческой интеллигенции стали подписывать письма протеста против судебных расправ. И именно суд над Бродским вызвал такую резкую ответную реакцию общественности. Сам же Бродский, после процесса, приобрел новый статус героя поколения и получил широкое признание в СССР и за его пределами.
в Нижнем Новгороде местная прокуратура отменила несколько концертов в связи с распространением запрещенной информации среди детей; среди исполнителей, чьи концерты не состоялись, были Элджей, Matrang, Монеточка и Jah Khalib. Еще месяцем раньше в интернете было распространено 19-страничное обращение неизвестных представителей «родительской общественности Нижнего Новгорода», которые требовали от властей запретить выступления восемнадцати «деструктивных артистов».
Прокатившаяся по нашей стране постсоветов новая волна запрета концертов реперов, в числе которых Хаски, IC3PEAK , Элджей, Matrang, Монеточка, Jah Khalib и другие, по аналогии с делом Бродского, создает обратный эффект. Фактически происходит героизация новых лидеров молодежной субкультуры, которая консолидирует общество и вовлекает в процесс ознакомления с творчеством этих проектов, людей, которые вовсе не являются их целевой аудиторией
Получается, что государство открыто предложило артистам уже отработанный и эффективный механизм социального лифта, который запускается вполне определенным образом - нажатием красной кнопки изощренного выпада в адрес путинского режима. Более того, сегодня этот механизм работает гораздо эффективнее, чем в совке благодаря новой информационной парадигме, в которую стремительно погружается весь мир. Так стоит ли в этом случае стоять в сторонке и ругать неэффективную карательную машину Путина? Или уместнее воспользоваться случаем и оседлать ее в своих интересах?
22 ноября краснодарский суд назначил Хаски 12 суток ареста, признав его виновным в мелком хулиганстве и отказе от медицинского освидетельствования, при этом оправдав рэпера по делу об организации массового пребывания граждан в общественном месте. Из-за этого менеджерам Хаски уже пришлось отменить ближайшие шесть концертов артиста.Поводом для трех административных дел послужило импровизированное выступление Хаски на крыше автомобиля рядом с краснодарским клубом после того, как местная прокуратура запретила проведение концерта в заведении из-за нарушения закона о защите детей от вредной информации.
Третья волна и новые герои страны
Если учесть, что каждому поколению нужны свои герои выходящие на битву с драконом, то можно констатировать, что наш дракон, сам того не ведая, в очередной раз успешно справляется со своей архитипической функцией. Запрет концертов, скорее, свидетельствует о недальновидности и неадекватности режима, нежели о его эффективности в подавлении новых молодежных течений. Нечто подобное мы могли наблюдать и в конце 70-х в США, когда массовое хиппи движение спровоцировало власти на серьезные политические реформы, и в Ленинграде 80-х, когда попытка установить контроль над молодежным рок-движением, фактически, превратила его в одну из движущих оппозиционных сил умирающего советского строя.
Сегодня те, кто пытаются наказать и выдавить молодых героев из информационного поля, запрещая и отменяя их концерты, судя по всему, не очень понимают особенности распространения информации в нашу информационную эру (в так называемую цивилизационную стадию «третьей волны»).
Если посмотреть на эту историю с точки зрения современной социологической теории, то следуя концепции "третьей волны" Элвина Тоффлера, наш социум переходит в историческую стадию, когда главной силой развития общества является информация. Еще пару-тройку десятилетий назад мы переживали бум материального потребления, свойственного индустриальной эпохе, но сейчас главный продукт современного общества - это информация и, как бы того не хотелось Кремлю, у него нет и не будет монополии на ее распространение.
Действительно, по данным ФОМ более 70% российской молодежи до сих пор получают актуальную информацию из телевизионных СМИ, но при этом более 60% этой же молодежи узнают свежие неотфильтрованные государством новости в сети интернет и уже сами активно формируют свои каналы распространения информации.
22 ноября IC3PEAK должны были выступить в Нижнем Новгороде — это был первый запланированный концерт тура после московского. Пройти он должен был в клубе «Фидель», однако, как рассказывают представитель группы Олег Митрофанов и сами музыканты, за несколько дней до выступления на площадку пришли представители МЧС и потребовали его отменить.19 ноября концерт перенесли в другой клуб — но туда пришли пожарные и также попросили отменить концерт под угрозой закрытия заведения. Как рассказывает Митрофанов, хозяева попросили у пожарных официальный документ; в итоге клуб закрыли на два дня, обосновав это нарушениями пожарной безопасности.
После отмены концертов коллектива в Нижнем Новгороде и Казани, видео IC3PEAK на песню "Смерти больше нет" прибавило порядка 1500 000 просмотров на youtube.
Так вот - государственный запрет, это и есть та самая дорогая сердцу любого современного молодого потребителя информация - вкусная, шумная, всеобъемлющая, поделившись которой, ты можешь получить свой кусочек внимания и признания. Государственный запрет - это дорогой десерт, который и является прекрасным информационным поводом, который в свою очередь превращается в свободно-конвертируемую валюту нового информационного поколения – ХАЙП.
Более того, запрет - это информация, запускающая естественную дофаминовую реакцию от нового события, которое могут обсуждать друг с другом миллионы человек и, в буквальном смысле, кайфовать от этого факта. Классная новость - это источник удовольствия и повод для переживаний, а человек, который является ее инициатором, автоматически становится героем поколения, сумевшим запустить новую информационную волну, собирающую в своем движении миллионы просмотров и лайков.
И что получается, в ту пору, пока режим усердно занимается отменой концертов, талантливые ребята быстро смекнули - для того, чтобы создать информационный шум, достаточно просто пинать обидчивых идиотов и получать свою дозу хайпа, которая и обеспечивает признание, героизацию и, как следствие, материальное довольствие на ближайшее время. Чтобы удерживаться на этой волне, артисту достаточно регулярно и точно нажимать на красную кнопку, тем самым обеспечивая регулярность запретов, а значит оставаться актуальным героем для своего поколения.
Россия в лице Путинского режима, уже подтвердила свою эффективность"спродюсировав" мировых звезд Pussy Riot. Похоже, что на подходе новые мировые величины, которых уже с интересом слушают не только в России, но и принимают на концертных площадках запада.
Сейчас, можно с уверенностью констатировать, что молодые ребята, которые еще не познали страха перед государственной машиной, начнут с особым рвением пробивать себе путь к звездам, не обламываясь пинать старых и обидчивых старичков из кремля.
Александр Смакотин
Читать также "Государственное отчуждение молодежи" https://zen.yandex.ru/media/id/5a4731b179885eac7d740657/gosudarstvennoe-otchujdenie-molodeji-mojet-li-v-rossii-povtoritsia-fenomen-amerikanskogo-hippidvijeniia-5a5618808c8be34df4531650?from=editor