Путь, на котором единственной моей целью является служение моей истинной жизни без ущерба для истинной жизни другого человека — есть единственно истинный путь.
*
Всякая вера истинна, пока не начинает утверждать, что только она истинна.
*
Все религии истинны, не истинно только то, что они единственно истинны.
*
Вокруг души́ — только тупики; путь — только внутри души́.
*
Истинность пути можно проверить только одиночеством.
*
Истинный путь — это путь, на котором мы всегда остаёмся достойными надежд нашей юности.
*
Истинный путь — это не тот путь, который нужно проповедовать и на который нужно звать всех, а это тот путь, на котором, независимо от всех, должен оставаться я сам.
*
Вечным и истинным является только то Учение, которое можно исполнять во все века и во все времена, в условиях любых диктатур и любых инквизиций. Всё остальное — болтовня и обман, для которых всегда нужны особые условия. Вот почему жизнь большинства людей тратится на борьбу за условия, а не на исполнение Учения.
*
Люди всегда ждут, что их будут развлекать рассказами о старом или новом учении и тем самым избавят от обязанности исполнять вечное.
*
Нет новых и старых истин, нет Нового и Ветхого завета, истина о жизни Вечна и не зависит от условий жизни. Но в разное время она по-разному извращается и искажается, по-разному уродуется и затемняется, и поэтому есть только старая и новая ложь, старая и новая грязь, старое и новое уродство.
*
Вечную истину потому и не хотят знать, что, как только узнаёшь её, жить, ни о чём не думая, уже невозможно — нужно исполнять её и умирать ради её исполнения.
*
Цель Истинного Пророка не создавать Царство Божие на Земле, а помогать самому человеку становиться частицей Царства Божия.
*
Тому, кто живёт не по правде, ничего и не остаётся утверждать, как только то, что Бога нет, ибо там, где нет правды, там, разумеется, нет и Бога, потому что Бог — это правда, правда поведения человека.
*
Истинный путь — это не храмы и церкви, музеи и библиотеки, традиции и история, легенды и герои, это только твоё правдивое поведение перед тем, кого ты считаешь Богом, перед тем, кого называешь братом и перед своей собственной душой.
*
Философия — это бегство от любви. Богословие — это бегство от правды. Не убежавший от правды и от любви становится на истинный путь.
*
Я поставлю тебя перед лицом требований Вечности, глядя на которые, ты точно будешь знать, в чём ты виноват перед Богом, перед своей душой, перед людьми, а в чём прав и непорочен; за чтó должен просить прощения и в чём исправляться, а относительно чего можешь быть спокойным и непоколебимым. Мир же, люди, общество, церковь всегда обвинят тебя в том, в чём ты не виновен, и простят тебе то, чего прощать нельзя. Они думают о своей сохранности и безопасности; Я думаю о твоей душе; а ты выбирай, чтó для тебя дороже.
*
Религия — личное, внутреннее дело каждого человека, и только в этом случае она может стать спасительной. Но как только религию делают делом общественным, обязательным, стадным, как только она превращается в систему, в организацию, в порядок, так тут же она становится уже не спасением, не жизнью, не добром для человека, а злом, погибелью и смертью для него.
*
Писания не должны быть священными более, чем жизнь человека.
*
Истинная мудрость — это знание того, чтó нужно для вечного блага человека, а не знание всего остального на свете.
*
Телесную и духовную чистоту можно найти и у богатых и у бедных людей этого мира, но нравственную чистоту можно найти только у тех, кто, осознав её в себе и пожелав её сохранить, отрёкся от грязного мира, независимо от того, гдé он родился — в богатстве или в бедности. Ибо, родившись в богатстве, он избавится от него; а родившись в бедности, не позволит зависти к богатству овладеть им, понимая, что только необходимое и в плоти и в духе есть одно из главнейших условий истинной и вечной жизни любого существа.
*
«Чтό высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16,15). — Люди создают свои ценности, а Бог почему-то разрушает эти ценности в нашем сознании. А почему ? Да потому, что Он — дикарь, первобытный дикарь с неизуродованной, дикой, первозданной, неокультуренной моралью, Который всегда делает не то, за чтó Его похвалят цивилизованные фарисеи, а только то, чтó Ему нужно делать для вечного блага Его детей. Он всегда был, есть и будет дикарём — существом свободным, независимым от животного и общественного страха, и Своих детей Он всегда будет учить только тому, чтó есть Сам. Он будет учить их обращаться за помощью только к Нему, а не к кому-либо иному на свете; покоряться только Совести, бояться только вреда ближним, стремиться только к всеобщему благу, принимать удовольствия и наслаждения только тогда, когда они совпадают с исполнением долга, и безжалостно отказываться от них, когда они мешают его исполнять. Он всегда рвался, рвётся и будет рваться на свободу от тех фальшивых и псевдоблагих ценностей, которые созданы глупыми, самовольными, корыстными и тщеславными людьми, и увлекать этим рвением те свободолюбивые и жертвенные сердца, в которых Он обитает полновластно. — А они превратили Его в иконописного чистюлю, полудохлого святошу, беззубого старичка, который от бессилия прощает им все их неисчислимые гадости.
*
Ни системы медитаций, ни бессердечные размышления, ни бездельные созерцания, ни трусливые философствования, ни умственные сосредоточения, ни механическая молитва, ни всевозможные духовные упражнения, ни психоанализ, ни мистицизм, ни йога, ни водные процедуры, ни какие-либо иные манипуляции с телесным или духовным организмом, ни астрология, ни спиритизм, ни гипноз, ни какие-либо иные методы повышения уровня познания, — а только послушание Совести и деятельная жалость к беспомощным людям откроют тебе тебя–истинного. Хочешь познать себя, каков ты есть на самом деле сегодня — иди к постели парализованного старика или старухи, ребёнка или калеки и послужи им так, как служил бы тому, кого всей душой любишь, и твоё истинное сегодняшнее лицо откроется пред тобою. Если будешь недоволен им — переменяй его; а если доволен — укрепляй его. Только вряд ли, воспитавшись в мире повального своеволия и себялюбия, ты будешь доволен своим истинным сегодняшним лицом.
*
Только оставаясь наедине с Богом, человек может постичь то, что истинно и правдиво, вечно и благотворно, чтó может принести ему и всем настоящую, непреходящую пользу. И потому, когда я говорю с кем-либо о благом и вечном, о чистом и истинном, то всегда забочусь о том, чтобы моей речи внимало как можно меньше людей, потому что чем меньше людей, тем больше пользы каждому. Для посева же всякой мерзости и обмана, суеверий и заблуждений, фанатизма, цинизма и безумия всегда нужно как можно больше слушателей, и чем их больше, тем больше надежд на ужасные плоды.
*
То, чтó истинно, всегда духовно; но то, чтó духовно, не всегда истинно.
*
Истинное христианство — это не смирение с миром и не победа над ним, это беспощадная, ожесточённая, упорно-молитвенная, непримиримая, невыносимо-мучительная и смертельно-кровавая борьба с самим собой.
*
Я не учитель, я не врач, я — лекарство. В Природе нет учителей, в Природе нет врачей, в Природе есть лекарства. Посмотри на землю, на воду, на воздух, на солнце, на травы, цветы и деревья — разве на них написаны учения, догмы, доктрины ? Нет, они просто лекарства, нужно только правильно их принимать, принимать не для мирской корысти, не для церковного тщеславия, а для вечного блага и жизни твоей души. Каждый из нас — лекарство для другого, если, конечно же, ведёт себя соответственно своему духовному положению и нравственному состоянию. Но как только кто-то начинает пытаться распространиться по всей Земле и заполнить собою весь мир, или дом, или двор, или улицу, или гóрод, или деревню, уничтожая, заглушая и задавливая других, крича: «Только меня принимайте, только меня пейте, только меня слушайте, только я — путь, истина и жизнь, все остальные от дьявола, не принимайте их и не следуйте за ними!», — так тут же он становится уже не лекарством, а ядом для себя и других, и его нельзя не остерегаться, не сторониться, не избегать. — Подчиняйся же Врачу, а не лекарствам; Богу, а не людям; сердцу, а не чьим-то умам; разуму, а не чьим-то замыслам. И ничего не впихивай в себя без Его Воли, не привинчивай себя к чему-то одному от страха перед чем-то другим, ибо ты растёшь, и сегодня тебе уже не нужно то, чтó было нужно вчера, а завтра не понадобится то, чтó нужно сегодня. Пчела не сидит на одном цветке весь день; мудрая мать не держит сына у груди до свадьбы; истинный человек непрестанно движется за потребностями своего растущего тела, духа и нрава.
*
Если тщеславному человеку не сказать, что проповедуемое им учение есть единственно истинное учение, он не станет его проповедовать. А ведь каждое учение, как травка в степи, несёт в себе что-то полезное. И солнце каждой травке говорит о том, что она истинна.
*
«Кто хочет творить Волю Его, тот узнает на собственном опыте, от Бога это учение или не от Бога» (Ин. 7,17). — От Бога, от Бога, конечно же, от Бога, за исключением всякой дряни и мерзости, прилипшей к этому учению за века и тысячелетия. И если это учение от Бога, значит оно вечно, ибо Бог вечен. А если оно вечно, значит люди знали это учение и раньше, и знают теперь, и будут знать потом, значит оно изливалось, изливается и будет изливаться в души людей всегда, а не начиная с рождения Христа, лишь получившего это учение из рук своих духовных Предшественников и, в свою очередь, передавшего это учение в руки своих духовных Преемников, Потомков и Наследников.
*
Не нужен нам весь мир и стада обращённых в нашу веру. Медведь в лесу не скулит и не плачет о том, что все — не медведи, и не летит проповедовать медведианство. Он спокойно передаёт опыт своей жизни только своим детям, надеясь, что и они, в своё время, передадут опыт своей жизни следующим поколениям. И только в этом жизнь истинная.
*
Наш путь не в том, чтобы заталкивать человека в очередной загон, а в том, чтоб освобождать человека для служения любви, правде и милосердию из всех загонов, в какие его загнала история. Потому что там, где загон — там вонь, смрад, разложение, гниение, отравление, смерть. Посмотри на животных в загоне: они мочатся и испражняются под себя, едят не ими добываемую и полуотравленную пищу, не очищаются, не размножаются как следует. Посмотри на диких животных: они чисты и свежи, здоровы и сильны, и умирают только тогда, когда приходит конец их земного существования, в то время как загонные животные умирают в течении всего своего земного существования.
*
Твой переход в Мир Бога из мира людей произойдёт только тогда, когда самым ценным предметом для тебя станет другой человек, а не всё остальное в Мироздании.
*
Кто любит отца или мать более, нежели Меня — недостоин Меня. Но кто любит Меня больше, нежели своего ближнего — также недостоин Меня.
*
На ложные пути зовут. На истинный путь идут. Только тот путь и есть путь к Богу, на который тебя не зазывают люди, а на который ты идёшь, повинуясь своему сердцу и разуму, чувству Стыда и голосу Совести, сознанию правды, любви к своей душе и жалости к душам других людей.
*
Борьба с другими — это политика. Борьба с собой — это религия.
*
Когда ты изменяешь мир вокруг себя, плодами твоих трудов будут пользоваться другие люди, у тебя же самого не хватит ни времени, ни сил насладиться тем, чего ты достиг. Но когда ты изменяешь самого себя, добиваясь слияния с Вечным, плоды твоих трудов будут всегда находиться только в твоей власти и ты сможешь наслаждаться ими сам и дарить их близким и родным тебе по духу людям.
*
Царство Бога — это не там, где поклоняются Богу, а где благоговеют перед вечной жизнью человека.
*
Единственная цель спасающейся от мира души — беречь другого, нуждающегося в помощи, человека, поддерживать, хранить, спасать, защищать его жизнь, — больше ничего не нужно. Чистота помыслов и чувств — это не цель, это средство хранения человека. Грязный ум и корыстные чувства не могут выражать любви и проявлять жалости к ближнему в полной мере и без искажений, и потому хранение ума и чувств в молитве необходимо нам только для того, чтобы поистине хранить человека, потому что кроме человека ничего не останется в Вечности. Отсюда и понимай, что больше не о чем и думать, больше не для чего жертвовать собой, больше не на что обращать внимание, занимая ещё чем-либо свой ум и сердце.
*
Самое главное — это человек. Но это не значит, что на всё остальное можно плевать. Нет. Хотя голодному нужны плоды, а не листья, ты должен хранить и листья, без которых погибнут плоды, то есть хранить и своё здоровье, и вещи, и предметы, и животных, и растения, и воздух, и книги, и даже деньги, пока существуют деньги, чтобы с помощью всего этого иметь возможность делать вечное благо нуждающимся в тебе людям.
*
Много неизвестно во что́ верующих, но Богу, в конце концов, нужны не верующие, а знающие и делающие.
*
Одно дело занимать ум и язык вечной истиной, а другое дело самому стать частью вечной истины.
*
Я веду тебя в тот мир, где рассказывают не о том, кáк жил Иисус Христос, а о том, кáк жить тебе.
*
Какими бы сложными заблуждениями, суевериями, вымыслами и хитросплетениями ни занимались люди, для них, в конце концов, важно общение их между собой. И какую бы простую и доступную истину ни исполнял человек, он всегда будет страдать от одиночества, на которое эта истина его обрекает.
*
«Борьба с Природой», «победа над силами Природы», — что за чушь ? Разве с Природой надо бороться ? Разве кто-то борется с собственной матерью ? Ни одна тварь на Земле, кроме человека не занимается таким бредом. С Природой надо не бороться, с Ней надо дружить, любить Её, быть Её частью, в Ней надо найти своё, давно потерянное, место. В Ней всё мешает тому, кто не на своём месте; в Ней всего мало тому, кто хочет торговать ею ради обогащения и независимости от Бога. А надо только найти своё место в Ней, занять его, держаться его, во всём положившись на Отца, и тогда борьба с Природой, а тем более победа(!) над Ней увидится тебе сущим безумием и самоубийством.
*
Одни едят без Бога, другие голодают без Бога. Одни совокупляются без Бога, другие целомудринничают без Него. Одни работают без Бога, другие бездельничают без Бога. Одни всезнайствуют без Бога, другие невежествуют без Него. Одни берегут себя без Бога, другие жертвуют собой без Него. Одни любят без Бога, другие ненавидят без Него. И так во всём, везде и всюду. — Ты же ничего не делай на Земле без Отца: не ешь без Него и не голодай без Него; не ложись с женой без Него и не удовлетворяй себя сам без Него; не работай без Него и не отдыхай без Него; не читай без Него и не размышляй без Него; не береги себя без Него и не жертвуй собой без Него; не жалей других без Него и не служи другим без Него, — исполняй во всём только Его Волю, всё делай или не делай только по Его Желанию, мысли, говори и поступай только от Него, с Ним и ради Него, и это есть жизнь вечная и истинная.
*
Если ты не дашь Богу привести тебя к вечному благу, то и сам ты никого не приведёшь к нему. А для того, чтобы прийти самому, а потом привести других, нужно любить и жалеть в себе только вечное и всеми силами ненавидеть и презирать временное; нужно любить и жалеть вечное в других и ненавидеть и презирать в них временное, давая ход временному только в той мере, в какой оно служит вечному.
*
— Я прочёл в «Бхагавад-гите» такое изречение: «Каждый человек должен заниматься какой-нибудь деятельностью в этом материальном мире. Однако, есть деятельность, которая привязывает человека к этому миру, а есть деятельность, которая освобождает человека от этого мира». — Я хотел спросить: какая же именно деятельность освобождает человека от мира ?
— Человека освобождает от мира только послушание Богу, только покорность Его Воле. Ибо Тот, Кто приводит нас сюда, только Он и может вывести нас отсюда. Поэтому, речь может идти не о какой-либо внешней, обычной механической деятельности, которую тебе может навязать кто угодно в качестве освобождающей тебя от мира, а лишь о деятельности внутренней, духовной, невидимой — о твоей покорности движениям сердца, убеждениям разума, чувству Стыда и угрызениям Совести, желаниям тела и устремлениям духа, зову любви и просьбам жалости, вспышкам отвращения и напору ненависти. А уж кáк выразится эта твоя внутренняя деятельность вовне — неважно, важно, чтобы твоя внешняя деятельность всегда имела своим основанием только твою внутреннюю деятельность, а не мнение окружающих тебя людей. И тогда твоё освобождение от мира будет осуществляться неуклонно и верно.
*
Отрицая или утверждая что-либо, всегда следи за тем, почему ты это делаешь: потому ли, что этого требует душа, сердце, разум, Стыд, Совесть, или потому, что это выгодно тебе в животно-духовном отношении.
*
Истинный монах отрекается от мира, а не от Природы, от своевольного пользования предметами, а не от предметов. Движения же Природы в себе он подавляет лишь до тех пор, пока его воля подвластна миру. Как только она становится подвластна Богу, он не препятствует Её порывам. В мире всё природное несёт гибель. В Боге всё природное возвращается к жизни.
*
Я — не с глупцами, которые смеются над мудрецами. Я — не с мудрецами, которые надмеваются над глупцами. Я — с теми, кто страдает и за глупцов, и за мудрецов, не слушающихся Бога.
*
В толпе всё ложно: и религия и атеизм, и фашизм и гуманизм, и земля и небо, и любовь и ненависть, и вечное и временное. Всё истинное начинается только в одиночестве — там, где некому себя показывать.
*
Путь к Богу — это рост к Богу, рост к своему вечному положению, а рост всегда сопряжён с страданиями роста, с отречением от старого и усвоением нового миропонимания и поведения, и одной лишь голой логикой здесь не обойдёшься. Логика таит в себе опасность гордыни. Страдания исключают гордыню. Да и нечего говорить о логике, потому что логика — это ум, а показателем роста является не ум, не умствования, не знания, не попугайничанье, не философствование, а поведение; для роста важно не то, чтó ты знаешь, а чтó ты можешь и умеешь, а уменья и навыки приобретаются не знаниями, а опытом, а опыт складывается не из прочитанных книг и духовно-карамельных бесед, а из проб и ошибок, из надежд и отчаянья, из веры и разочарований, из радостей и страданий. И чем серьёзней ошибка, чем глубже отчаянье, чем сильней разочарование, чем горше страдание, тем прочнее закрепляется опыт.