Найти в Дзене
Настроение кино

Сид Мид – главный художник-футурист Голливуда

За свою почти 60-летнюю карьеру промышленный дизайнер и концепт-художник Сид Мид (Syd Mead) успел поработать с крупнейшими корпорациями мира. Он создавал и продолжает создавать оформление и эскизы для Ford, U.S. Steel, Philips, Sony, Honda и уймы других гигантов. Но имя американского мастера известно широкой публике не благодаря машинам или электронике известных брендов. Настоящую славу Сид Мид заслужил как человек, сумевший донести до зрителей четкое представление о возможном будущем человечества. Его профессиональные знания, талант художника и дар визионера стали фундаментом для реалистичных образов завтрашнего дня в ключевых фантастических проектах Голливуда последних 40 лет. Работа над лентой «Звездный путь: Фильм» (1979) стала началом романа Сида Мида с большим кино. Для первого полнометражника в цикле Star Trek он создал дизайн V’Ger – таинственного инопланетного объекта, намерения которого приходится выяснять команде капитана Кирка. Художник придумал модель гигантского корабл

За свою почти 60-летнюю карьеру промышленный дизайнер и концепт-художник Сид Мид (Syd Mead) успел поработать с крупнейшими корпорациями мира. Он создавал и продолжает создавать оформление и эскизы для Ford, U.S. Steel, Philips, Sony, Honda и уймы других гигантов. Но имя американского мастера известно широкой публике не благодаря машинам или электронике известных брендов. Настоящую славу Сид Мид заслужил как человек, сумевший донести до зрителей четкое представление о возможном будущем человечества. Его профессиональные знания, талант художника и дар визионера стали фундаментом для реалистичных образов завтрашнего дня в ключевых фантастических проектах Голливуда последних 40 лет.

Сид Мид
Сид Мид

Работа над лентой «Звездный путь: Фильм» (1979) стала началом романа Сида Мида с большим кино. Для первого полнометражника в цикле Star Trek он создал дизайн V’Ger – таинственного инопланетного объекта, намерения которого приходится выяснять команде капитана Кирка. Художник придумал модель гигантского корабля, который целиком даже не попадает в кадр.

Звездный путь: Фильм
Звездный путь: Фильм

В 1980 году Сид Мид приступил к работе над эскизами для «Бегущего по лезвию» (1982). Легендарный фильм стал знаковым в его карьере. Меланхолическая история противостояния людей и репликантов целиком заполнена образами, созданными Мидом – начиная от автомобилей до архитектуры и дизайна помещений. Фильм показал, с какой степенью детализации можно и нужно воплощать на экране картинку будущего. Многие десятилетия эта лента остается наглядным пособием для художников-постановщиков и режиссеров.

Бегущий по лезвию
Бегущий по лезвию

Сид Мид в интервью Empire (2014 год): «Я сделал дизайны всех машин [в «Бегущем по лезвию»] и смотрел, как они обретают реальное воплощение на студии Warner Bros. Обычно успехом считается, если создается 85% от того, что ты придумал. В «Бегущем по лезвию» это было около 100%. Машины были почти идентичны моему дизайну»

Бегущий по лезвию
Бегущий по лезвию

Сид Мид в интервью Curbed (2015 год): «Во время работы над фильмом [«Бегущем по лезвию»] мы хотели просто взять и смешать византийский, майянский стили с пост-модерном и даже добавить немного «мемфиса» [зародившийся в 1980 году дизайн интерьеров в стиле пост-модерн]. Получившийся результат мы назвали ретро-деко или трэш-чик»

В начале 1980-х, одновременно с работой над «Бегущим по лезвию», Мид принял участие в создании другого новаторского фильма. Пусть диснеевский «Трон» (1982) не стал сверхуспешным блокбастером, но ему удалось показать возможности компьютерной графики в кино и вскоре добиться культового статуса. Вряд ли это было бы возможно без световых мотоциклов, танков и прочих машин в электронном мире, для которых Сид Мид придумывал оригинальный «кибер-дизайн».

Трон
Трон

Вслед за «Троном» художник отправился в космос в своем самом «русском» проекте «Космическая одиссея 2010» (1984). В этом сиквеле шедевра Кубрика Сиду Миду доверили создание советского космического корабля «Леонов», отправляющегося к Юпитеру по следам американского корабля Discovery. В своей работе Мид прибег к стереотипному представлению о российских технологиях. Слово мастеру:

Сид Мид в интервью Empire (2014 год): «Я хотел отразить репутацию русских, как строителей неуклюжих, громоздких, не особо изящных вещей. Надеюсь, ни один русский этого не читает! В общем, я руководствовался стилем брутализма при его [«Леонова»] создании»

Космическая одиссея 2010
Космическая одиссея 2010

Вскоре Миду вновь пришлось заняться проектированием космического корабля, на этот раз военного. В 1986 году по экранам победоносно шагали «Чужие» Джеймса Кэмерона. Агрессивный дизайн корабля U.S.S. Sulako, с которого десантируются бравые солдаты, – заслуга нашего героя. Если космический тягач Nostromo из «Чужого» (1979) напоминал неповоротливую нефтяную платформу, то в поджаром и вытянутом словно винтовка Sulaco нельзя было не разглядеть военную стать.

Чужие
Чужие

Дизайнер работал не только над машинами, кораблями и архитектурой. Для семейного фантастического фильма «Короткое замыкание» (1986) он придумал образ симпатичного робота Джонни 5, в котором не сложно угадать предка всеми любимого ВАЛЛ-И из мультфильма Pixar.

Короткое замыкание
Короткое замыкание

К началу 1990-х Сид Мид уже стал неоспоримым авторитетом в искусстве футуристического дизайна. В новом десятилетии он сбавил обороты своей кинодеятельности, но все же отметился в нескольких заметных проектах. Машина, переносящая героя Жана-Клода Ван Дамма в прошлое, в «Патруле времени» (1994), устройства для проигрывания чужих ощущений из «Странных дней» (1994), дельфин-хакер в «Джонни Мнемонике» (1995) – всё это тоже детища Сида Мида.

Воображение дизайнера позволило отправить «Миссию на Марс» (2000), а Тому Крузу – примерить чужое лицо в «Миссия: невыполнима 3» (2006). Специально для последнего Мид во всех деталях продумал дизайн аппарата, который агенты MI используют для получения искусственных физиономий. В фильмах «Элизиум: Рай не на Земле» (2013) и «Земле будущего» (2015) мы видим уже целые города, созданные по концепт-артам Сида Мида.

Миссия: невыполнима 3
Миссия: невыполнима 3

В своем последнем на данный момент проекте Сид Мид вернулся в мир «Бегущего по лезвию». Ему выпал шанс расширить вселенную, на создание которой он потратил столько сил почти 40 лет назад.

Бегущий по лезвию 2049
Бегущий по лезвию 2049

Стремясь раскрыть тайну своего рождения, главный герой «Бегущего по лезвию 2049» (2017) попадает в опустевший, погребенный в песках Лас-Вегас. В воображении Сида Мида этот шумный город навсегда затих, и репликанту Джо остается лишь взирать на застывших полубогов погибшего мира, не успевших скрыться от катастрофы.

-11