Найти тему
Записки левой лапкой

Форменные маразмы

Я тут уже два дня собираюсь написать на одну темку... И вот сейчас кааааак напишу!

Короче. Как вы относитесь к школьной форме?

У меня отношение сложное.

Сначала о плюсах. Дисциплинирует, нивелирует имущественное неравенство, снимает головную боль о том, в чём сегодня идти в школу.

Дисциплина ради дисциплины вредна.

Дисциплина ради дисциплины учит беспомощности и не переводит правила из внешних, навязанных, насильственных, во внутренние, выражающие потребность в чём-то и необходимость в достижении какой-либо цели или результата.

Не нивелирует. Не сглаживает.

Потому что туфли разные, и видно, у кого дороже. Разные телефоны, рюкзаки, игрушки и школьные мелочи. Разницу в доходе родителей очень видно по детям. Даже по детям в одинаковой форме.

Возможно, форма позволяет не комплексовать на общем фоне, но это не точно.

Если вариант Джобса вас не устраивает, я знаю ещё с полсотни способов решить проблему "а в чём мне сегодня идти?". Впрочем, Джобс как раз-таки был сторонником унификации одежды, правда, в иных целях.

Ну вот, с плюсами разобрались. А теперь о минусах.

Она неудобная.

Офисный стиль не подходит детям. Как в средневековой Европе, когда детей одевали во взрослую, неподходящую им одежду.

Сейчас нам остались картины и портреты тех времён. Вы смотрите на закованную в корсет девочку пяти лет в парике и пудре, о чём вы думаете?

"Дикари-с"? А сами вы чем лучше? Одеваете мальчика семи лет в пиджак с набивными плечами и брюки со стрелками.

Дети подвижны. Дети познают мир, а вы запихиваете их в тесные рубашки и брюки на ремне, усаживаете рядком в классе и считаете, что сделали всё для их счастья, потому что у вас-то выбора не было. Потому что все так сидели, и ничо, выросли. Потому что как без образования...

Ладно-ладно, я поняла. Не мы таки, жись така.

Пусть дети потеют в пиджаках и жилетах, мучаются в галстуках и тесных блузках.

Такая форма сковывает физическую активность ребёнка. Она создаёт дискомфорт и мешает, навязывает чуждую культуру, кусок взрослого мира. Официального, официозного, бюрократического.

Обычно форма в школах дурно пошита, из дешёвой, некачественной, неноской ткани. В ней душно и потно в жару. В ней холодно и колко в холод. Она скатывается катышками уже через пару месяцев носки и приходит в совершеннейше безобразное состояние к концу года.

Даже если ваш ребёнок - аккуратная девочка.

Форма - единообразна. зачастую нет возможности выбрать тот фасон юбки, который тебе идёт. Или такие брюки, в которых тебе удобно. Есть вот такой сарафанчик и вот такой пиджак. К ним можно жилет. Нет, брюки нельзя. Нет, юбку на резинке нельзя, только на поясе. У мальчиков на брюках должны быть стрелочки. И обязательно рубашка. Какие футболки? Вы что?

Дальше.

Форма становится предметом распила.

Во многих школах нельзя пойти в магазин и купить форму в соответствии с дресс-кодом, прописанным в школьном уставе.

Есть магазин, в котором продаётся форма, которую выбрали всем классом - угумсь, из представленных вариантов от этого же поставщика - вот туда и езжайте. Да нет, там вам будет скидка! Да-да. С пяти тысяч за сарафанчик скинули семь процентов. В детском мире подобный можно взять в два раза дешевле, только синий, а не в розовую клеточку с серыми вставками.

Я не думаю, что школа рекомендует подобное за так.

И, в целом, если наша нищая школа подзаработает таким образом - я тоже не против, но при одном условии: пусть пошитая форма будет годной к носке, а не ерундой, которая неудобна, некрасива, негигиенична, в конце концов.

А теперь о самом страшном.

Форма в школах становится элементом террора и насилия.

Кто не видел, как рыдает забывшая юбку первоклашка? И она рыдает не потому, что ей не в чем идти на урок - есть джинсы, в которых она пришла, есть физкультурная форма, то есть голой на урок она не пойдёт в любом случае.

Она рыдает потому, что нарушила правила. Потому, что боится наказания.

Понимаете?

Ребёнок в ужасе и панике, потому что накажут.

За что?! За то, что явилась не в цветах клуба.

Это отвратительно. Этого быть не должно.

Кстати, дети вообще легко относятся к идее формы. Особенно в начальной школе.

Они попали в новый для себя мир и с радостью и надеждой хотят стать в нём своими, поэтому впитывают и соблюдают все-все школьные правила.

Это потом будет подростковый бунт, а пока... "Я здесь, я свой! Я пока маленький, но я свой! Я тоже ношу форму!"

То есть форма делает то, за что её и любил Джобс - она объединяет. Делает людей частью одного сообщества. "О, ты в розовую клеточку, ты с нами и из нашего класса!"

Но ведь это можно решить менее травматичным способом?

Хотя бы сделать форму удобной, шить её не по лекалам будущих офисных штанопротирателей, а по лекалам физически активных людей, людей творческих и живых, двигающихся, исследующих и развивающихся.

Пока же форма в наших школах - это элемент насилия и террора.

Университетские свитера с эмблемами - это удобно. Футболки с эмблемами школ - это удобно.

Дресс-код должен писаться о живых людях, а не о роботах с функцией детей.

ваш Мартокот

ЗЫ: вон, котейка счастлив без штанов и стрелочек. и я его поддерживаю