Найти тему

Есть ли торпеда опаснее "Шквала"?

На рубеже 1960-70х годов в Советском Союзе появились опытные разработки по теме тяжелых торпед, наводящихся по кильватерному следу вражеских кораблей.
Примерно в это же время на вопрос военного корреспондента: «Как вы собираетесь защищать авианосцы от русских супер-торпед?» один из высокопоставленных представителей ВМС США дал простой и лаконичный ответ: «Поставим по крейсеру в кильватер каждого авианосца».

Собственно, выбирать ВМС США было особо не из чего – 11-метровый боеприпас 65-76 «Кит» калибра 650 мм, более известный, как «советская толстая торпеда», не оставил американским морякам никакого выбора. Это – неотвратимая смерть. Ловкая и длинная «рука», позволявшая держать за горло флот «вероятного противника».

Советский Военно-Морской Флот приготовил для врага «прощальный сюрприз» - два альтернативных финала морского боя: получить в борт полтонны тротила и провалиться в бездонную морскую пучину, кувыркаясь и захлебываясь в стылой воде, либо найти быструю смерть в термоядерном пламени (половина «длинных торпед» оснащалась СБЧ).

Феномен торпедного оружия

Всякий раз, обращаясь к теме противостояния ВМФ СССР и ВМС США, авторы и участники дискуссий отчего-то забывают, что помимо существования противокорабельных крылатых ракет, в морской войне имеется еще одно специфическое средство – минно-торпедное оружие (Боевая Часть-3 согласно организации отечественного ВМФ).

Современные торпеды представляют не меньшую (и дальше большую) опасность, что сверхзвуковые ПКР – в первую очередь, ввиду своей повышенной скрытности и мощной боевой части, в 2-3 раза превышающей по массе БЧ противокорабельных ракет. Торпеда менее зависима от погодных условий и может применяться в условиях сильного волнения и шквальных порывов ветра. Кроме того, идущую в атаку торпеду гораздо сложнее уничтожить или «сбить с курса» постановкой помех – несмотря на все усилия по противодействию торпедному оружию, конструкторы регулярно предлагают новые схемы наведения, обесценивающие все предыдущие усилия по созданию «противоторпедных» заслонов.

В отличие от повреждений, вызванных попаданием ПКР, где еще актуальны такие проблемы, как «тушение пожаров» и «борьба за живучесть», встреча с торпедой ставит перед несчастными моряками простой вопрос: где спасательные плотики и надувные жилеты? – корабли класса «эсминец» или «крейсер» просто разламываются пополам от взрыва обычных торпед.