Найти тему
Записки Вольнодумца

Русские классики и вегетарианство или вокруг греха гордыни

Сегодня узнал, что мой любимый русский прозаик XIX века Лесков Николай Семеныч (а вовсе не Толстой) был инициатором издания первой в России кулинарной книги по вегетарианскому питанию.

-2

Еще Лесков писал о том, что простой народ четко разделяет не едящих мяса господ на "мясопустов", которые ведут "здоровый образ жизни" и "сердобольников", которые не едят животной пищи из жалости. Первых в народе презирают, вторых - уважают.

Спустя без малого полтора века назад акценты, как мне кажется, несколько сместились. Я лично всю жизнь скорее склоняюсь в сторону вегетарианства, равно как по физиологическим, так и по этическим причинам (много чего из животной пищи я и так не ем). Думаю, рано или поздно дойду окончательно. НО! НО! НО!

Маньяки-веганы, как и иные одержимые ЗОЖ - очень раздражают. Такое ощущение, что у них после этого помешательство начинается. Бросил ты есть мясо? Бросил пить алкоголь? Стал бегать каждое утро? Хорошо, правильно, я поддерживаю. Но почему ж с тобой после того, как это случилось, ни о чем нормально поговорить нельзя, всё в одну сторону сворачиваешь? Вспоминается как Толстого какие-то "упоротые толстовцы" попросили написать приветствие какому-то обществу трезвости, он искренне удивился: "Я понимаю, когдалюди собираются, чтобы вместе выпить. Но собираться вместе только для того чтобы не пить - зачем?". Короче, господа упоротые ЗОЖники - фальшак в этом всём постоянно какой-то чувствуется, хотя я в последнее время сам в эту сторону всё больше и больше склоняюсь. Но мозги никому полоскать не буду. Уж хочется - лучше выпей водки и закуси салом, другим только мозги другим не полоскай.

-3

С другой стороны среди жалеющих убой зверюшек тоже такие экземпляры попадаются - хоть стой, хоть падай. "Я! Я весь такой зоозащитник, я даже пиво "Гиннесс" не пью, потому что для его очистки что-то там с рыбьими кишками делают (сам что-то такое лет шесть назад слышал). А вы... вы... Садисты и трупоеды, вот вы кто!!! А... А...АААААААААААА!!!". Пена у рта пошла.

Вы уж извините, но я не верю в такое вот "добро", с пеной у рта. Это ничем не лучше полоскающих мозги ЗОЖистов. Это простой такой грех гордыни. "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, трупоеды, садисты, шаурмисты или как этот мясник: борюсь с мясоедами в Интернете, даю на Гринпис десятую часть из всего, что приобретаю...".

Поэтому всё-таки напишу как-нибудь, чем мне нравится манихейский поход к манихейству - у манихеев это формулировалось чисто практически: чем меньше животной пищи потребляешь, тем быстрее достигнешь Света (это утрировано немножко, конечно). Риск впасть в грех гордыни так меньше.

-4

А вообще, конечно, если не терпится поделиться рассказом, о том, почему не ешь мясо, то можно, конечно. Но - без фанатизма. И если почувствуешь, что слушать не хотят - лучше сменить тему. От того, что будешь другим мозги полоскать, лучше никому не станет. Ни людям, ни животным, ни тебе.

А больше всего мне нравится как своё вегетарианство объяснял еще один русский писатель - Вересаев. Наверное, потому нравится, что он был профессиональным врачом, без всякой гордыни:

-5

"Как-то в Литературно-художественном кружке сели мы ужинать с художником В. В. Переплетчиковым. Он спросил официанта:

- Что у вас есть вегетарианского?

У меня вегетарианцы всегда вызывали раздражение: проливать слезы над зарезанным цыпленком или свинкой, когда кругом льется столько человеческой крови и слез. Я с улыбкою спросил:

- "Я никого не ем"?

Такая в то время была вывеска над одной толстовской вегетарианской столовой. Переплетчиков серьезно ответил:

- Я вегетарианствую просто потому, что чувствую себя тогда гораздо бодрее, жизнерадостнее, голова работает лучше.

Года через два совсем это же я услышал от другого художника, С. В. Малютина. Большого внимания я на это не обратил. Помню, как мрачно и угнетенно я чувствовал себя гимназистом, когда приходилось поститься, какая тогда острая была тоска по мясу.

Осенью 1921 года, прожив три года в Крыму, я воротился в Москву. Поселился у брата. Время было голодное, питаться приходилось плохо. Мяса почти совсем не видел. Больше питались картошкой и ячневой кашей, впрочем, было еще молоко и яйца. И вот вскоре я заметил, что у меня появилась работоспособность, совершенно для меня необычная. Никогда мне не писалось так легко, как в это время. Сядешь к столу - и мысль свободно и легко изливается на бумагу. За этот год я написал столько, сколько в обычном состоянии мог бы написать года в три-четыре.

Через год я поселился у троюродного своего брага Петра Гермогеновича Смидовича. Он был членом Президиума ВЦИКа, получал хороший паек. Питанье очень улучшилось, много было мяса. И вот я вскоре заметил, что работоспособность моя резко стала понижаться, стало портиться и настроение. Я приписывал это случайности. Но вскоре жизнь поставила эксперимент в таком чистом виде, что вывод сделать было уж совсем нетрудно.

Я получил квартиру и получил так называемый "академический паек". И стал замечать странное явление: работоспособность и хорошее настроение появлялись как-то периодически: подержатся недели две и пропадут, а через две недели опять появятся. Дело объяснилось. Академический паек выдавался сразу на месяц вперед - между прочим столько-то кило мяса. Первые две недели мы ели мясо - и получалось типичное "мясное" настроение: тяжесть в голове, вялость во всем теле. Мясо кончалось - и появлялось желание работать, настроение делалось легким, тело подвижным.

С тех пор я вегетарианствую. Стараюсь не отвыкать совсем от мяса - чувствуешь себя тогда стесненным и зависимым, часто очень трудно достать для еды вегетарианское. Но основное мое питание - растительное, к нему - молоко, яйца, иногда рыба. И чувствую себя прекрасно, и в семьдесят лет не страдаю печенью".