Найти в Дзене
Scribo Vobis

Роль ирландского монашества в Средние Века

Становление, а прежде всего сохранение культуры в Европе, неразрывно связано с деятельностью ирландских монахов, как на территории современных Ирландии, Шотландии, Британии, так и на территории континентальной Европы, в частности Франции, Германии. В чем же заключалась роль ирландского монашества? Это я и попытаюсь объяснить в данной статье.

Когда христианское монашество на континенте все меньше походило на святые общины, и все больше становилось похоже на феодальное поместье. Ирландия же, после того как святой Патрик захваченный пиратами и проданный в рабство в Ирландию, а в дальнейшем проповедующий на этой земле Евангелие, стала островом святых. Здесь стало стремительно расти количество монастырей, не похожих на монастыри континентальной Европы - маленькие отшельнические лачуги огороженные каменными или деревянными стенами. Миссионеры не ограничились одной Ирландией, они стали проникать на территорию Британии и Шотландии, перебирались и и на континент, где основали множество монастырей и всячески искореняли языческие идолы. Именно они принесли с собой практику выстригания тонзур - свойственную для католического монашества.

Нет смысла перечислять всех ирландских святых, количество их огромно, и многие из них вели миссионерскую деятельность за пределами Ирландии, там они основали множество монастырей, вели проповеди, эта была некая альтернатива обычному монашеству Европы.

-2

Стоит отметить пожалуй одного выдающегося "странника". Колумбан (ок. 540-615 г.), покинул свою семью и стал монахом Бангора, при аббатстве Комгелла. Это был классический пример ирландского монаха: образованный и начитанный, но при этом ярый аскет. После благословения аббата он отправился на континент, во Францию. Там на берегах Соммы он основал первый монастырь Анегрей. Сам внешний вид ирландских монахов подвергал местное население в изумление. Грубая шерстяная одежда, тонзура - все вызывало чувство святости этих странствующих отшельников. При содействии бургундского короля Гунтрамна было заложено еще два монастыря. Тем не менее яростная критика поступков и обычаев местного клира и аристократии привели святого к скитальчеству пока в Италии лангобардский король Агилульф не подарил ему землю и полуразвалившуюся базилику святого Петра на склоне лигурийских Апеннин, на дороге между Пьяченцой и Генуей, в 40 километрах от первой. Здесь поднялся знаменитый Боббио — последнее дело умершего в 615 году Колумбана.

Известен и устав Колумбана, популярный у многих монастырей того времени, хоть и он был краток, а также не так оригинален. Тем не менее огромную роль в становлении средневековой культуры послужили именно монастыри Колумбана, это были огромные культурные центры, содержащие великую ценность того времени - книги. Аббаты Луксей и Боббио продолжили дело своего предшественника, было основано множество монастырей, эта деятельность укрепляла западную христианскую культуру.

Ирландское монашество не только способствовало распространению христианства на континенте, но и помогло, наряду с франкскими правителями и римским папой, в развитии и усвоении устава Бенедикта.

Отличие ирландцев от других монахов поистине велико. Их аскетизм, напоминающий восточные практики, играл огромную роль в их влиянии на западе. Перевод множества книг, знание греческой и латинской литературы, которую они сохраняли для будущих поколений, позволили человеку средневекового мира не впасть полностью в пучину невежества.

Источники:

Карсавин Л. "Монашество в средние века. Глава IV. Английские миссионеры и распространение бенедиктинства." / Л. Карсавин.

Гофф Ле Ж. "Цивилизация средневекового Запада Часть вторая. Средневековая цивилизация. Глава V. Генезис." / Ж. Ле Гофф - С. 114 - 117.