Становление, а прежде всего сохранение культуры в Европе, неразрывно связано с деятельностью ирландских монахов, как на территории современных Ирландии, Шотландии, Британии, так и на территории континентальной Европы, в частности Франции, Германии. В чем же заключалась роль ирландского монашества? Это я и попытаюсь объяснить в данной статье.
Когда христианское монашество на континенте все меньше походило на святые общины, и все больше становилось похоже на феодальное поместье. Ирландия же, после того как святой Патрик захваченный пиратами и проданный в рабство в Ирландию, а в дальнейшем проповедующий на этой земле Евангелие, стала островом святых. Здесь стало стремительно расти количество монастырей, не похожих на монастыри континентальной Европы - маленькие отшельнические лачуги огороженные каменными или деревянными стенами. Миссионеры не ограничились одной Ирландией, они стали проникать на территорию Британии и Шотландии, перебирались и и на континент, где основали множество монастырей и всячески искореняли языческие идолы. Именно они принесли с собой практику выстригания тонзур - свойственную для католического монашества.
Нет смысла перечислять всех ирландских святых, количество их огромно, и многие из них вели миссионерскую деятельность за пределами Ирландии, там они основали множество монастырей, вели проповеди, эта была некая альтернатива обычному монашеству Европы.
Стоит отметить пожалуй одного выдающегося "странника". Колумбан (ок. 540-615 г.), покинул свою семью и стал монахом Бангора, при аббатстве Комгелла. Это был классический пример ирландского монаха: образованный и начитанный, но при этом ярый аскет. После благословения аббата он отправился на континент, во Францию. Там на берегах Соммы он основал первый монастырь Анегрей. Сам внешний вид ирландских монахов подвергал местное население в изумление. Грубая шерстяная одежда, тонзура - все вызывало чувство святости этих странствующих отшельников. При содействии бургундского короля Гунтрамна было заложено еще два монастыря. Тем не менее яростная критика поступков и обычаев местного клира и аристократии привели святого к скитальчеству пока в Италии лангобардский король Агилульф не подарил ему землю и полуразвалившуюся базилику святого Петра на склоне лигурийских Апеннин, на дороге между Пьяченцой и Генуей, в 40 километрах от первой. Здесь поднялся знаменитый Боббио — последнее дело умершего в 615 году Колумбана.
Известен и устав Колумбана, популярный у многих монастырей того времени, хоть и он был краток, а также не так оригинален. Тем не менее огромную роль в становлении средневековой культуры послужили именно монастыри Колумбана, это были огромные культурные центры, содержащие великую ценность того времени - книги. Аббаты Луксей и Боббио продолжили дело своего предшественника, было основано множество монастырей, эта деятельность укрепляла западную христианскую культуру.
Ирландское монашество не только способствовало распространению христианства на континенте, но и помогло, наряду с франкскими правителями и римским папой, в развитии и усвоении устава Бенедикта.
Отличие ирландцев от других монахов поистине велико. Их аскетизм, напоминающий восточные практики, играл огромную роль в их влиянии на западе. Перевод множества книг, знание греческой и латинской литературы, которую они сохраняли для будущих поколений, позволили человеку средневекового мира не впасть полностью в пучину невежества.
Источники:
Карсавин Л. "Монашество в средние века. Глава IV. Английские миссионеры и распространение бенедиктинства." / Л. Карсавин.
Гофф Ле Ж. "Цивилизация средневекового Запада Часть вторая. Средневековая цивилизация. Глава V. Генезис." / Ж. Ле Гофф - С. 114 - 117.