По мнению многих, восьмидесятые для Дэвида Боуи были странным периодом: Измождённый Белый Герцог превращался в поп-звезду, Короля Гоблинов и Стеклянного Паука. Метаморфозы разделили на разные лагери не только поклонников певца, но и тех, кто сотрудничал с Дэвидом. Говорит Ривз Гэбрелс, который сотрудничал с Боуи в восьмидесятые: "Дилан дал голос отвергнутым, Боуи же дал голос фрикам. Он не был поп-звездой. Так вышло, что время от времени он занимался поп-музыкой. Так он заставлял мотор работать. Но он был настоящим артистом. Функция шоу-бизнеса - заставить вас чувствовать себя отлично; функция искусства - заставить вас чувствовать".
Британский журнал Uncut составил подборку из 10 скрытых жемчужин Боуи эпохи восьмидесятых. Приводим её полностью.
1. Crystal Japan
Изначально трек был записан для альбома Scary Monsters (And Super Creeps), но в качестве песни закрывавшей альбом его заменил It's No Game (Part 2). В 1980 году песня была выпущен в Японии в качестве сингла. Лёгкий инструментал являлся отсылкой к ambient-звучанию некоторых номеров с альбомов Low и "Heroes", входивших в знаменитую "берлинскую трилогию". Видео является нарезкой из трёх рекламных роликов, сделанных Боуи для японского производителя сетю - крепкого спиртного напитка. Позже он говорил: "Деньги - полезная вещь". И добавил, что благодаря этой рекламе он получил больше эфиров на ТВ, чем на радио.
2. Cat People (Puttin' Out Fire)
Написанная в соавторстве с легендарным продюсером Джорджио Мородером, оригинальная версия песни (с зловещим звучанием синтезаторов и внезапно обрушивающимся припевом), по мнению некоторых критиков, намного превосходит своего "собрата" по альбому - мегахит "Let's Dance". Известный режиссёр Квентин Тарантино, работая в салоне видеопроката, всегда возмущался тем, что песне, написанной специально для фильма "Люди-кошки", досталось место лишь на финальных титрах. Он говорил, что будь у него такая песня для фильма, он бы снял целый сюжет на её основе. В 2009 году во время съёмок фильма "Inglourious Basterds" ему представилась такая возможность: песня заняла в сюжете важное место.
3. The Drowned Girl
В 1981 году Дэвида Боуи пригласили поучаствовать в переработанной версии пьесы Бертольда Брехта "Ваал". Главный персонаж пьесы - поэт и музыкант Ваал, которого Боуи называл "супер-панком". Участие предполагало запись песен: EP с пятью песнями был записан в 1981 году в Берлине. Компания RCA захотела, чтобы на эту песню было снято видео, которое срежиссировал Дэвид Маллет, снявший огромное количество клипов для Queen, AC/DC и других известных артистов. На видео можно увидеть: Тони Висконти (гитара), барабанщика группы "Simple MInds" Мела Гейнора и легендарную личную помощницу Дэвида - Коко Шваб, она появляется в качестве одного из исполнителей духовой секции.
4. Ricochet
Позже Боуи сожалел о том, что песня в итоге "вырулила не на ту дорогу", но это интересный и немного странный синтез арт-рока и R&B.
5. This Is Not America
Прекрасная жемчужина с роскошным вокалом, записанная Боуи вместе с группой Пэта Мэтини для саундтрека к фильму "Агенты Сокол и Снеговик". Музыку к песне написали Пэт Мэтини и Лайл Мэйс, Боуи написал текст. Позже Мэтини заметил, что текст Боуи был "глубоким, мудрым и идеально подходил для фильма".
Пусть здесь будет и живая версия песни, исполненная группой Мэтини без Боуи. Грех не послушать такую замечательную песню дважды:
6. Shades (Blah-Blah-Blah)
Конечно, технически это не совсем песня Дэвида Боуи, т.к. поёт её Игги Поп. Но Дэвид выступил её автором, продюсером и приложил руку к микшированию. Неожиданно воздушная песня, которой очень к лицу богатый баритон Джеймса Нью́эл О́стерберга-младшего.
7. When The Wind Blows
Песня к одноимённому мультфильму о супружеской паре, которые переживают начало ядерной войны. Мультфильм поставлен по комиксу Рэймонда Бриггса. Оригинальную музыку к мультфильму написал Роджер Уотерс. Боуи совместно с Эрдалом Кызылчай написали заглавную песню
8. Zeroes (Never Let Me Down)
Песня, отсылающая к The Beatles, "ко всем клише шестидесятых, о которых я только мог подумать", и даже с шуточными отсылками к творчеству Принса.
9. Girls
"Девушки. Они приходят и уходят". Ещё одна песня, написанная в соавторстве с Эрдалом Кызылчай. Первой песню для своего альбома "Break Every Rule" записала Тина Тёрнер.
Боуи, по всей видимости, намеревался сделать песню в стиле Жака Бреля, подарив ей своё тёплое, парящее очарование.
10. I Can't Read
Песня, записанная сайд-проектом Боуи - группой "Tin Machine". Говоря о песне в 1996 году, Боуи описывал её как "полную раскаяния и агонии; когда на работе всё не так, дом больше не кажется тёплым, тебе никто не нужен - и ты даже не притворяешься, что нужен - и, в конечном итоге, ты в таком состоянии и остаёшься". Многие считают, что таким образом Боуи говорил о собственных неудачах как артиста в 1980-х. На фоне металлического саундтрека Боуи поёт: "Я просто не могу сделать это правильно".