Найти в Дзене
Справочник кинопижона

"Может ли диалектика разбивать кирпичи?" и другие артефакты левого авангарда

Оглавление

Леттризм (Lettrisme) – авангардистское течение в искусстве, возникшее во Франции в конце 40-х – начале пятидесятых. Является непосредственным преемником дадаизма. Ситуационизм (situationniste(s)) = леттризм + анархо-марксизм. Использует эстетическую теорию леттризма для решения политических задач. Художники, поэты и левые идеологии, входившие в леттристский и ситуационистский интернационалы с неподдельным интересом смотрели в сторону кино и не гнушались использовать молодое искусство для распространения своих идей.

Леттристы и ситуационисты в отношении кинематографа придерживались одного простого принципа – картинка отдельно, звук отдельно: могли снимать на пленку, всё что угодно, могли делать киноколлажи, вырезая кадры и целые сцены из других фильмов, а могли брать чужие фильмы и идеологически правильно переозвучивать их. Главное – звуковая дорожка должна быть автономной от происходящего на экране.

Кстати, что-то похожее немногим позже практиковала Маргерит Дюрас, к идеологии леттризма или ситуационизма отношения не имеющая.

5 идеологически верных фильмов леттризма и ситуционизма

Договор слюны и вечности (Traité de bave et d’éternité) 1951, режиссёр – Исидор Изу.

Программный фильм леттризма. На фоне случайного (так задумано) видеоряда Исидор Изу рассказывает о том, что такое леттризм, почему леттризм – это круто, почему Изу – молодец, и немного о своей личной жизни. Последнее сделано явно для того, чтобы зритель совсем уж не заскучал.

-2

Вопли в пользу Де Сада (Hurlements en faveur de Sade) 1952, режиссёр – Ги Дебор.

Несмотря на провокационное название, ничего особо провокационного в фильме нет, а есть абстрактный видеоряд, на фоне которого несколько голосов произносят что-то явно глубокомысленное. Политическая нагрузка «Воплей в пользу Де Сада» на фоне позднего творческого Дебора минимальна.

Значительную часть фильма занимает подобный видеоряд
Значительную часть фильма занимает подобный видеоряд

Может ли диалектика разбивать кирпичи? (Can Dialectics Break Bricks?) 1973, режиссёры – Куан-Чи Ту, Рене Вине.

Рене Вине взял ничем не примечательный кун-фу экшн начала семидесятых и полностью переозвучил его, вложив в уста дробящих кирпичи китайцев слова Ги Дебора, Вильгельма Райха и других идеологических правильных товарищей. Классовая борьба ещё никогда не была такой весёлой. Единственно смущает тот факт, что аналогичный трюк с переозвучкой японского фильма провернул семью годами ранее Вуди Аллен с фильмом «Что случилось, тигровая лилия?». Но, как принято говорить в таких случаях: все совпадения случайны.

-4

Общество спектакля (La société du spectacle) 1973, режиссёр – Ги Дебор.

«Экранизация» самого знаменитого текста Дебора. По факту представляет собой смонтированный из множества источников киноколлаж, на фоне которого Дебор зачитывает ключевые пассажи своего трактата.

-5

Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя (In girum imus nocte et consumimur igni) 1978, режиссёр – Ги Дебор.

Самый продуманный и самый внятный фильм Дебора. Тот же коллаж, что и в «Обществе спектакля», но на этот раз Ги выбирает исповедальную манеру, раскрывая зрителю детали своей биографии, ну и про идеи не забывает. Даже самым радикальным авангардистам иногда хочется, чтобы их поняли. В зависимости от отношения к идеям ситуационизма может восприниматься либо лучшим, либо худшим фильмом Дебора.

-6

5 ключевых персон леттризма и ситуационизма

Исидор Изу – румынский эмигрант, который, вдохновившись идеями дадаизма, создал собственное авангардистское течение – леттризм. Оказался недостаточно радикален для собственного детища, переродившегося в итоге в ситуационизм.

Ги Дебор – «пламенный революционер», склонный к акционизму и сочинению громких лозунгов. Его «Общество спектакля» до сих пор изучается в гуманитарных ВУЗах.

Джил Дж. Уолмен – художник и поэт, один из со-основателей леттристского интернационала. Слишком радикальный для классического леттризма Изу, но недостаточно политичен, чтобы присоединиться к ситуационистскому интернационалу Дебора.

Рене Вине – художник-ситуационист, активно использовавший в своём творчестве готовый культурный продукт.

Морис Лемэтр – Санчо Панса Исидора Изу в течение почти полувека. Изменил Леттризму, написав диалоги к эротическому хоррору Жана Роллена «Железная Роза».