Найти тему
Nu_elki

Мария Кочеткова. Прачечные и химчистки @kochetkova_clean

Мария Кочеткова. Прачечная  Сегодня мы поговорим с моей давней подругой – Марией, которая является, как мне кажется экспертом уже федерального уровня в том, что касается работ химчисток и прачечных. Она пропустила через себя предпринимательский опыт, так и опыт консультирования по запуску подобного бизнеса во многих городах России. Она не только была советчиком, но и делал франшизы.  
Вот про этот весь опыт мы сегодня и будем говорить, потому что нам безумно интересно общаться с теми людьми, которые не боятся «бросится» в дело. 
Я: Давай начнем с того, как началась твоя предпринимательская карьера? С чего ты решила начать работать на себя?
М: На самом деле все очень просто. Первый фактор – это окружение. Учебное заведение, в котором мы с тобой учились, сформировало такую площадку, где нас постоянно заставляли задумываться: кем мы будем через 10 лет, чем мы будем заниматься. Ко мне пришло четкое понимание того, что я не буду работать в офисе. Я не люблю работать в офисе – не там тяжело. Четкое понимание того, что я буду работать только на себя пришло к 21-22 годам. Я хотела самостоятельно контролировать все процессы, экспериментировать. Получается система: сам сделал, сам получил, сам порадовался.
Я: Да, должна сказать всем, что мы с Машей учились вместе в Академии управления в Самарской области. И нужно сказать, что немногие из наших сокурсников ушли в предпринимательство = многим комфортно работать в офисе. Значит ли, что на наши претензии к «рабочему комфорту» влияют личные качества? Как думаешь, ты родилась с этой «жилкой», или образование оставило отпечаток?
М: Здесь сошлись несколько факторов. Первый, как я уже сказала – окружение. А второе – да, личностные качества. Я родилась уже с этим потенциалом. Да и плюс, для меня всегда было важно делать то и так, как я хочу. Это пресловутый эгоизм. Да, я умею работать в команде, люблю сложные ситуации. Но я не люблю, когда не понимаю задачи, которые мне дают. Я понимаю, что эти задачи могут быть тупые и неинтересные. А если я не реализовываюсь – мне от этого реально скучно.  Так что тут два фактора: жизнь с характером и окружение, ведь весь близкий круг – бизнесмены. 
Я: Почему именно прачечные и химчистки?
М: Смешно до банального. Помню, когда все вокруг меня начали определяться с бизнесом. В частности, ты, которая открыла свое дело. И я помню, как спрашивала себя: что я люблю, чем хочу заниматься. Я понимала, что люблю чистоту, чисто выглаженное белье, что люблю гладить. И подумала: а почему бы этим и не заняться? Поэтому здесь все было по любви и от любви. Это решение было интуитивно понятное. И как бы странно не звучала, ну, а что другое? Н тот момент я понимала, что хочу этим заниматься, потому что я кайфую от этого. 
Я: Давай поговорим о практической стороне вопроса. Откуда был взят капитал на открытие бизнеса? И сколько потребовалось вложить средств? 
М: Это достаточно сложный вопрос. На момент, когда решила открыть свое дело, я еще работала. Ушла с работы, денег было немного. Были кое-какие накопления, и появился еще партнер. Также помогли родители и родственники. Но самое страшное оказалось не получить денег, а когда я уже «всунулась» в это дело и не знала куда с этим идти. Было безумно страшно. Мы закупили оборудование, а оно ломалось. И хотя нам обещали, что оно будет работать, и его будут обслуживать, никто этого не делал. Поэтому мне пришлось самой разбираться в этих машинах, во всех процессах. Прошла обучение в бою. Я вложила кучу денег. Потом выплачивала кредиты. Ситуация была жесткая. А я ведь максималистка и хотела, чтобы все и сразу идеально. Мы с сотрудницами круглосуточно работали. Все думали, что в Тольятти пришла московская компания. Это было круто, безрассудно и абсолютно неэффективно, с точки зрения финансов. 
Я: Так, а сколько денег на тот момент необходимо было для открытия прачечной?
М: Около 2,5-3 миллионов рублей. Но это была только прачечная без химчистки. И средства себя окупали, но немного.
Я: А сколько лет ты занималась сугубо прачечными?
М: До 2014 года, то есть 9 лет. И потом продала ее. Она приносила небольшую прибыль – всего 150 тыс. рублей в месяц. 
Я: Почему ты решилась на продажу?
М: Около 90% успеха – это люди. И случился коллапс: практически все мои сотрудники заболели. Я около 3-х месяцев самостоятельно проработала почти нон-стоп, потому что были контракты, которые нужно было обеспечивать. А лето – это самый пиковый период для прачечных. Это и работа с лагерями, турбазами и т.д. Поэтому, я просто «прохерачила», по-другому не назовешь, все лето. Я выходила в 4-5 утра на улицу, смотрела на луну или рассвет и думала: «Ну, Маш, не дура ты? Чем ты должна заниматься? Выходить замуж, растить детей и ходить по салонам красоты и вообще жить жизнью». А тогда я вообще ничего не видела. И когда ты «загнанная лошадь» и физически (спала в прачечной, переглаживала тонны белья) и морально. 
А еще были ситуации, когда плохо платили деньги. У меня получались серьезные кассовые разрывы. У тебя как бы были деньги и практически не было их. То есть вроде как работаешь и понимаешь, что ты их заработал, а тебе их не отдают либо дают частями. 
А главное, что подвигло продать этот бизнес – мне стало тесно в Тольятти. Мне хотелось попробовать выйти на другую позицию – позицию консультанта. Хотела рассказывать о своем опыте, провести людей через ситуации, которые сама проходила. 
Стало уже скучно. Я понимала, что хочу управления, командности, а не гладить белье. И так как, мы делали хороший продукт в течение 9 лет. Новый владелец получил налаженный рабочий механизм. Все технологии, которые были заложены в 2005-2006 г. до сих пор работают в Тольятти.
Я: А где и как ты нашла покупателя? Для бизнеса имеет огромное значение выйти из него и двигаться дальше. 
М: Очень сложно было найти его. Размещала объявление и на Интернет площадках, но в итоге нашла через знакомых. Это был даже не ближний круг. Это была ситуация, когда пошло «сарафанное радио». И вот так пришел человек, которому это стало интересно.
Я: Дальше ты стала работать в сфере консалтинга? Как эксперт рынка?
М: Да, именно так. Это то, чего я хотела – делиться опытом. Это так здорово помогать людям своими знаниями и практиками. Я считаю, что это очень важно. 
Я: А что ты сделал с деньгами от продажи прачечной?
М: Начнем с того, что продала я бизнес за меньшую сумму, чем вложила в него. Здесь нужно по-честному говорить, что это был опыт, который «вышел в ноль», в хорошем смысле этого слова. В минус я не ушла.
Я: Скажи, честно: будучи сейчас консультантом, хочешь ли ты вернуться в бизнес и снова стать собственником своего предприятия? 
М: Я сейчас и так предприниматель. У меня есть ИП (индивидуальное предприятие). 
Я: Я имела в виду другой вид предпринимательства, когда есть сотрудники, широкая деятельность…
М: Да, да, хотела бы. Уже процентов на 70% я созрела для этого решения. 
Я: Что ты теперь ждешь бизнес? Чего бы ты хотела?
М: Хочу удовольствия, куража, реализации своих видений. Потому что всегда интересно, когда ты придумал схему, попробовал ее, да из 100% всего 50%, в хорошем случае, сработало и может выстрелить очень круто. И это более ценно, чем те ситуации, которые негативные. 
Я: Ты уже выбрала чем будешь заниматься?
М: Скажем так, я на стадии принятия решения. 
Я: Как ты ищешь идеи? Как ты отсеваешь лишние?
М: В первую очередь, я смотрю внутрь себя. Я спрашиваю себя о том, что мне приносит удовольствие. Когда ты куражишься, ты думаешь про свое дело 24 часа в сутки, ты думаешь как улучшить свое дело. Поэтому, первое на что смотрю – чтобы мне было интересно, как бы нагло не звучало; второе – мне должно быть комфортно, то есть не должно быть привязки к одному месту (офису, кабинету и т.д.); третье – отзыв клиентов, чтобы продукт или услуга приносили пользу клиентам. И, конечно же, доходность дела – это ведь крайне важно. Понятно дело, что ты можешь потерять, а можешь выиграть. Поэтому вкладываемся по минимуму и смотрим: работает идея или нет. 
Я: Вспомни самое «днище», которое с тобой случилось во время твоей бизнес-практики.
М: Думаю, это был 2014 г., когда я уже продала бизнес и у меня были четыре потенциальных контракта на открытие химчисток. И просто 2014 год – поднятие евро в два раза, и все потенциальные клиенты оказываться от меня. Я понимаю, что у меня ничего нет: только я со своим опытом. И я не знала куда идти, будут ли химчистки востребованы… Это было отчаяние. Я тогда поехала в Питер работать. 
Я: А теперь вспомним свой супер подъем в бизнесе.
М: Это как раз же после отказа клиентов от меня, после всех переговоров (с ноября 2014 по август 2015 года). Когда у меня появился клиент и сказал: «Да». 
Я: То есть, пока не опустишься на дно, не увидишь новый выход?
М: Да, так и есть. Пока не уйдешь в темноту, ты не увидишь свет. 
Я: Многие «облизываются» на бизнес, но не решаются. Какие бы ты дала советы?
М: Потратьте время на разбор идеи, потратьте деньги на тест. Главное – не бросаться в омут с головой! Не бросайте сразу же свою работу, не бросайте источник своих доходов. Не повторяйте меня, ведь когда я открывала бизнес, я ушла с работы и не было источника доходов и это очень тяжело… Когда не на что купить колготки… 
А самое важное – не отказывайтесь от своей идеи. Воспользуйтесь услугами консультанты. К примеру, я консультирую тех, кто хочет открыть прачечные или химчистки. И порой я отговариваю людей от этой идеи. И это позволило людям сохранить около 15 миллионов рублей. Они просто разобрались со мной в это теме и поняли, что это не их дело, не их город, не та площадка. 
А если тезисно: пробуйте, не уходите с работы и тестируйте.
Мария Кочеткова. Прачечная Сегодня мы поговорим с моей давней подругой – Марией, которая является, как мне кажется экспертом уже федерального уровня в том, что касается работ химчисток и прачечных. Она пропустила через себя предпринимательский опыт, так и опыт консультирования по запуску подобного бизнеса во многих городах России. Она не только была советчиком, но и делал франшизы. Вот про этот весь опыт мы сегодня и будем говорить, потому что нам безумно интересно общаться с теми людьми, которые не боятся «бросится» в дело. Я: Давай начнем с того, как началась твоя предпринимательская карьера? С чего ты решила начать работать на себя? М: На самом деле все очень просто. Первый фактор – это окружение. Учебное заведение, в котором мы с тобой учились, сформировало такую площадку, где нас постоянно заставляли задумываться: кем мы будем через 10 лет, чем мы будем заниматься. Ко мне пришло четкое понимание того, что я не буду работать в офисе. Я не люблю работать в офисе – не там тяжело. Четкое понимание того, что я буду работать только на себя пришло к 21-22 годам. Я хотела самостоятельно контролировать все процессы, экспериментировать. Получается система: сам сделал, сам получил, сам порадовался. Я: Да, должна сказать всем, что мы с Машей учились вместе в Академии управления в Самарской области. И нужно сказать, что немногие из наших сокурсников ушли в предпринимательство = многим комфортно работать в офисе. Значит ли, что на наши претензии к «рабочему комфорту» влияют личные качества? Как думаешь, ты родилась с этой «жилкой», или образование оставило отпечаток? М: Здесь сошлись несколько факторов. Первый, как я уже сказала – окружение. А второе – да, личностные качества. Я родилась уже с этим потенциалом. Да и плюс, для меня всегда было важно делать то и так, как я хочу. Это пресловутый эгоизм. Да, я умею работать в команде, люблю сложные ситуации. Но я не люблю, когда не понимаю задачи, которые мне дают. Я понимаю, что эти задачи могут быть тупые и неинтересные. А если я не реализовываюсь – мне от этого реально скучно. Так что тут два фактора: жизнь с характером и окружение, ведь весь близкий круг – бизнесмены. Я: Почему именно прачечные и химчистки? М: Смешно до банального. Помню, когда все вокруг меня начали определяться с бизнесом. В частности, ты, которая открыла свое дело. И я помню, как спрашивала себя: что я люблю, чем хочу заниматься. Я понимала, что люблю чистоту, чисто выглаженное белье, что люблю гладить. И подумала: а почему бы этим и не заняться? Поэтому здесь все было по любви и от любви. Это решение было интуитивно понятное. И как бы странно не звучала, ну, а что другое? Н тот момент я понимала, что хочу этим заниматься, потому что я кайфую от этого. Я: Давай поговорим о практической стороне вопроса. Откуда был взят капитал на открытие бизнеса? И сколько потребовалось вложить средств? М: Это достаточно сложный вопрос. На момент, когда решила открыть свое дело, я еще работала. Ушла с работы, денег было немного. Были кое-какие накопления, и появился еще партнер. Также помогли родители и родственники. Но самое страшное оказалось не получить денег, а когда я уже «всунулась» в это дело и не знала куда с этим идти. Было безумно страшно. Мы закупили оборудование, а оно ломалось. И хотя нам обещали, что оно будет работать, и его будут обслуживать, никто этого не делал. Поэтому мне пришлось самой разбираться в этих машинах, во всех процессах. Прошла обучение в бою. Я вложила кучу денег. Потом выплачивала кредиты. Ситуация была жесткая. А я ведь максималистка и хотела, чтобы все и сразу идеально. Мы с сотрудницами круглосуточно работали. Все думали, что в Тольятти пришла московская компания. Это было круто, безрассудно и абсолютно неэффективно, с точки зрения финансов. Я: Так, а сколько денег на тот момент необходимо было для открытия прачечной? М: Около 2,5-3 миллионов рублей. Но это была только прачечная без химчистки. И средства себя окупали, но немного. Я: А сколько лет ты занималась сугубо прачечными? М: До 2014 года, то есть 9 лет. И потом продала ее. Она приносила небольшую прибыль – всего 150 тыс. рублей в месяц. Я: Почему ты решилась на продажу? М: Около 90% успеха – это люди. И случился коллапс: практически все мои сотрудники заболели. Я около 3-х месяцев самостоятельно проработала почти нон-стоп, потому что были контракты, которые нужно было обеспечивать. А лето – это самый пиковый период для прачечных. Это и работа с лагерями, турбазами и т.д. Поэтому, я просто «прохерачила», по-другому не назовешь, все лето. Я выходила в 4-5 утра на улицу, смотрела на луну или рассвет и думала: «Ну, Маш, не дура ты? Чем ты должна заниматься? Выходить замуж, растить детей и ходить по салонам красоты и вообще жить жизнью». А тогда я вообще ничего не видела. И когда ты «загнанная лошадь» и физически (спала в прачечной, переглаживала тонны белья) и морально. А еще были ситуации, когда плохо платили деньги. У меня получались серьезные кассовые разрывы. У тебя как бы были деньги и практически не было их. То есть вроде как работаешь и понимаешь, что ты их заработал, а тебе их не отдают либо дают частями. А главное, что подвигло продать этот бизнес – мне стало тесно в Тольятти. Мне хотелось попробовать выйти на другую позицию – позицию консультанта. Хотела рассказывать о своем опыте, провести людей через ситуации, которые сама проходила. Стало уже скучно. Я понимала, что хочу управления, командности, а не гладить белье. И так как, мы делали хороший продукт в течение 9 лет. Новый владелец получил налаженный рабочий механизм. Все технологии, которые были заложены в 2005-2006 г. до сих пор работают в Тольятти. Я: А где и как ты нашла покупателя? Для бизнеса имеет огромное значение выйти из него и двигаться дальше. М: Очень сложно было найти его. Размещала объявление и на Интернет площадках, но в итоге нашла через знакомых. Это был даже не ближний круг. Это была ситуация, когда пошло «сарафанное радио». И вот так пришел человек, которому это стало интересно. Я: Дальше ты стала работать в сфере консалтинга? Как эксперт рынка? М: Да, именно так. Это то, чего я хотела – делиться опытом. Это так здорово помогать людям своими знаниями и практиками. Я считаю, что это очень важно. Я: А что ты сделал с деньгами от продажи прачечной? М: Начнем с того, что продала я бизнес за меньшую сумму, чем вложила в него. Здесь нужно по-честному говорить, что это был опыт, который «вышел в ноль», в хорошем смысле этого слова. В минус я не ушла. Я: Скажи, честно: будучи сейчас консультантом, хочешь ли ты вернуться в бизнес и снова стать собственником своего предприятия? М: Я сейчас и так предприниматель. У меня есть ИП (индивидуальное предприятие). Я: Я имела в виду другой вид предпринимательства, когда есть сотрудники, широкая деятельность… М: Да, да, хотела бы. Уже процентов на 70% я созрела для этого решения. Я: Что ты теперь ждешь бизнес? Чего бы ты хотела? М: Хочу удовольствия, куража, реализации своих видений. Потому что всегда интересно, когда ты придумал схему, попробовал ее, да из 100% всего 50%, в хорошем случае, сработало и может выстрелить очень круто. И это более ценно, чем те ситуации, которые негативные. Я: Ты уже выбрала чем будешь заниматься? М: Скажем так, я на стадии принятия решения. Я: Как ты ищешь идеи? Как ты отсеваешь лишние? М: В первую очередь, я смотрю внутрь себя. Я спрашиваю себя о том, что мне приносит удовольствие. Когда ты куражишься, ты думаешь про свое дело 24 часа в сутки, ты думаешь как улучшить свое дело. Поэтому, первое на что смотрю – чтобы мне было интересно, как бы нагло не звучало; второе – мне должно быть комфортно, то есть не должно быть привязки к одному месту (офису, кабинету и т.д.); третье – отзыв клиентов, чтобы продукт или услуга приносили пользу клиентам. И, конечно же, доходность дела – это ведь крайне важно. Понятно дело, что ты можешь потерять, а можешь выиграть. Поэтому вкладываемся по минимуму и смотрим: работает идея или нет. Я: Вспомни самое «днище», которое с тобой случилось во время твоей бизнес-практики. М: Думаю, это был 2014 г., когда я уже продала бизнес и у меня были четыре потенциальных контракта на открытие химчисток. И просто 2014 год – поднятие евро в два раза, и все потенциальные клиенты оказываться от меня. Я понимаю, что у меня ничего нет: только я со своим опытом. И я не знала куда идти, будут ли химчистки востребованы… Это было отчаяние. Я тогда поехала в Питер работать. Я: А теперь вспомним свой супер подъем в бизнесе. М: Это как раз же после отказа клиентов от меня, после всех переговоров (с ноября 2014 по август 2015 года). Когда у меня появился клиент и сказал: «Да». Я: То есть, пока не опустишься на дно, не увидишь новый выход? М: Да, так и есть. Пока не уйдешь в темноту, ты не увидишь свет. Я: Многие «облизываются» на бизнес, но не решаются. Какие бы ты дала советы? М: Потратьте время на разбор идеи, потратьте деньги на тест. Главное – не бросаться в омут с головой! Не бросайте сразу же свою работу, не бросайте источник своих доходов. Не повторяйте меня, ведь когда я открывала бизнес, я ушла с работы и не было источника доходов и это очень тяжело… Когда не на что купить колготки… А самое важное – не отказывайтесь от своей идеи. Воспользуйтесь услугами консультанты. К примеру, я консультирую тех, кто хочет открыть прачечные или химчистки. И порой я отговариваю людей от этой идеи. И это позволило людям сохранить около 15 миллионов рублей. Они просто разобрались со мной в это теме и поняли, что это не их дело, не их город, не та площадка. А если тезисно: пробуйте, не уходите с работы и тестируйте.