Особенности тестирования у собак потенциала агрессии
ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Психическая устойчивость характеризуется способностью собаки переносить те или иные нервно-психические нагрузки.
В процессе тестирования и после его окончания по внешним признакам эксперт оценивает психическую усталость собаки.
Поведение собак, обладающих высокой и средней психической устойчивостью, характеризуется хорошей восстанавливаемостью и от предъявляемых тестов меняется незначительно. У собак, психически устойчивых, в процессе испытаний практически не наблюдаются смещенные формы активности и другие неадекватные виды поведения.
Агрессивность
На мой взгляд, агрессия не является самостоятельным поведением, а лишь сопровождает те или иные виды внутренних или внешних конфликтов (конкуренция из-за пищи, территории, полового партнера, за лидерство в группе, при самообороне и т.п.), являясь средством их разрешения. Она по своей природе не активна. В обычных условиях жизни у молодого животного, как только конфликт исчерпан, агрессия прекращается и не возникает в ситуациях вне конфликта. Однако так как агрессия является одним из инструментов адаптации к окружающей среде, часть собак потенциально более агрессивны (т.е. предпочитают возникающие проблемы решать посредством агрессии), а другие менее. Следует отличать выученную агрессию от истинной.
Истинная агрессия сопровождается отрицательными эмоциями собаки. Провоцируя собаку на те или иные конфликты, можно наблюдать некоторые виды истинной агрессии, различающиеся по характеру проявления. У большинства собак агрессия к человеку при конфликте за пищевой ресурс (охрана пищи) носит более, а защита хозяина менее яркий и устойчивый характер. Однако бывает и наоборот. Очень высокой устойчивостью обычно характеризуется родительская агрессия (связанная с защитой потомства), а также агрессия, связанная с самообороной.
Выученная агрессия формируется на базе истинной, и, как правило, сопровождается положительным эмоциональным состоянием собаки. Ярким примером, иллюстрирующим этот вид агрессии, может служить демонстрация работы правильно подготовленной собаки по задержанию "злоумышленника".
В ситуации внутреннего конфликта можно наблюдать переадресованную, или смещенную, агрессию. Это такой вид агрессии, когда собака кусает не обидчика, а его "заменитель", например, хозяина или какой-либо предмет. Особенно характерно проявление этого типа агрессии у возбудимых собак.
При подготовке собак по защитной службе на базе реальной агрессии обычно оценивают выраженность и различия в характере поведения собаки в ситуации различных видов конфликтов: за пищевой ресурс, нападение на хозяина, через самооборону и т.п.
В международной практике уже
имеется определенный опыт оценки и отбора племенного поголовья по поведению. Эти методики базируются на эмпирическом опыте собаководов и в основном ориентированы на молодых или взрослых собак, так или иначе уже отдрессированных. К сожалению, эти тесты отражают не столько генетически обусловленные и независимо наследуемые свойства темперамента животных, сколько сложные комбинации этих свойств и еще в большей степени искусство дрессировки и упорство владельцев собак.
Показательным примером подобного рода тестов, используемых при селекции большинства служебных пород, является "лобовая атака" - основное испытание на стойкость (смелость). Специалистам хорошо известно, что многие собаки, показавшие высокие результаты в рамках этого теста, оказывались совершенно нестойкими, а подчас просто беспомощными в ситуациях вне этой проверки.
На мой взгляд, это связано с тем, что тест "лобовая атака", в основном, отражает степень подготовленности собаки в условиях весьма искусственных. Он проверяет не истинную (врожденную) стойкость собаки и ее защитные качества, а прочность (качество) ее навыка по кусанию стандартного рукава, сформированного в процессе длительной (иногда начиная с маленького щенка) подготовки собаки.
Описанные в данной статье подходы к классификации собак по независимым характеристикам поведения могут быть использованы в практической работе дрессировщиков и селекционеров.
ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ СКЛОННОСТИ К БОРЬБЕ
Можно оценить по характеру и интенсивности борьбы с воображаемым противником в процессе игры с щенком:
- во время игры человека с щенком в «перетяжки» (палка, жгутик, тряпка). В процессе игры щенку оказывается нарастающее, строго дозированное сопротивление;
- с помощью «убегающего» мешка, который после хваткиза него оказывает "сопротивление".
Щенки (молодые собаки), склонные к борьбе, при нарастании сопротивления резко активизируются, их глаза начинают блестеть от азарта и бурной радости - "Наконец-то! Вот он, тот противник, которого я так долго ждал", читаем мы в них. Собаки, не склонные к борьбе, сразу после ее усиления как бы "скисают". Их интерес к игре резко падает и возобновляется лишь тогда, когда она снова приобретает характер "игры в поддавки".
Глава 2. Роль и значение агрессии в дрессировке собак
Развитие агрессии необходимо у собаки. Задержание, охрана, конвоирование человека. Защита дрессировщика
Выработка данных навыков производится в следующих целях: – развитие недоверия и агрессии по отношению к посторонним людям;
–выработка навыка нападения по команде «Взять» и жесту дрессировщика;
–воспитание выдержки и продолжительной настороженности при охране задержанного человека на месте и в движении;
–приучение собаки к защите дрессировщика.
Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команда «Взять!» и жест (выбрасывание правой руки в сторону помощника), вспомогательными условными раздражителями – команда «Нельзя!», похвала, безусловными – помощник, удары жгутом или прутом.
Для выработки данного навыка необходимы следующие навыки общего курса дрессировки:
–движение рядом с дрессировщиком;
–посадка с выдержкой до 5 мин;
–прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя!». Дрессировка начинается с развития у собаки смелости, агрессии и недоверия к посторонним. На начальном этапе выбирают привычное для животного место или участок, лишенный посторонних раздражителей. Недалеко от места проведения занятия должно находиться укрытие для помощника.
Перед началом занятия помощник в специальном костюме прячется в укрытие, а дрессировщик привязывает собаку на цепь. Затем по условному сигналу дрессировщика помощник выходит из укрытия и приближается к собаке. Дрессировщик подает команду «Взять!» и, если собака проявляет агрессию, поощряет ее лакомством и похвалой.
Затем помощник нападает на собаку и наносит ей легкие удары жгутом вдоль туловища. Дав собаке некоторое время потрепать жгут, помощник бросает его и убегает в укрытие. В момент борьбы собаки с помощником дрессировщик несколько раз повторяет команду «Взять!».
Помощник не должен делать сильных ударов жгутом, в противном случае у собаки может выработаться пассивно-оборонительная реакция.
Если собака не проявляет должной агрессии, помощник различными способами провоцирует ее. Дрессировщик подает команду «Взять!» и жестом в сторону помощника побуждает собаку проявить агрессию. Проявления агрессии сразу же поощряются.
Следует учитывать, что у многих собак, в основном у флегматиков, агрессия проявляется при защите корма. Для этого перед находящейся на привязи собакой ставят миску с кормом (собака должна быть голодной). Как только собака начинает есть, появляется помощник и пытается отогнать ее от корма. В это время дрессировщик командами «Охраняй!» и «Взять!» побуждает собаку к агрессивным действиям.
После того как собака перестанет бояться ударов и научится нападать на помощника, ее приучают к хватке с перехватом. Для этого помощник при нападении на собаку держит по тряпке в каждой руке.
Как только собака схватит одну из тряпок, помощник наносит ей легкий удар другой. В дальнейшем тряпки заменяют на дрессировочные рукава.
Выработка хватки с перехватом производится при задержании помощника. К выработке этого навыка приступают лишь после того, как у собаки выработан навык на команду «Взять!». Помощник обязательно должен быть в дрессировочном костюме и держать в руке жгут или прут.
Дрессировщик берет собаку на короткий поводок, помощник, вызвав у собаки агрессию, убегает. Дрессировщик подает собаке команду «Взять!» и вместе с ней преследует помощника. В тот момент, когда собака догоняет помощника, он замедляет бег и, сделав пол-оборота, выставляет навстречу собаке рукав дрессировочного костюма.
Если собака схватила рукав, помощник тянет его на себя, чтобы усилить хватку. Затем он делает в сторону собаки два шага и заносит над ее головой для нанесения удара другой рукав. Животное, видя приближающийся рукав и не ощущая сопротивления со стороны ослабленного, хватает другой рукав. По команде дрессировщика помощник прекращает борьбу, собаку поощряют и затем повторяют упражнение 3-4 раза.
Если собака после прекращения борьбы не отпускает помощника, дрессировщик подает команду «Нельзя!» и делает умеренно сильный рывок поводком.
Затем, посадив собаку около спокойно стоящего помощника, дрессировщик подает команду «Охраняй!» и следит за поведением животного. Попытки напасть на помощника пресекаются командой «Нельзя!» и рывком поводка.
Если же собака сохраняет выдержку в течение 30—40 с, дрессировщик подает команду «Шагом марш!» и конвоирует помощника, следуя за собакой.
Попытки напасть на помощника пресекаются рывком поводка и командой «Рядом!».
При попытках помощника бежать собаке подается команда «Взять!». Пройдя таким образом 100—150 м, дрессировщик передает помощника третьему лицу, отводит собаку в сторону и выгуливает.
Для приучения собаки к защите своего дрессировщика делают следующее. Дрессировщик выходит с собакой на поводке в определенное место.
Из укрытия появляется помощник и резко замахивается на дрессировщика одной рукой, а другой наносит удар собаке жгутом. Затем дрессировщик подает собаке команду «Взять!».
Если собака бросается на помощника, дрессировщик поощряет ее. После непродолжительной борьбы помощник берется под охрану.
На последующих занятиях нападение производится неожиданно во время конвоирования. С целью выработки у собаки смелости перед нападением помощника на собаку дрессировщик прячется в укрытие, но наблюдает за ее действиями и при необходимости подает команду «Взять!».
Затем собаку приучают к задержанию убегающего человека. Для этого помощник побуждает собаку к нападению на расстоянии 20 м, а затем собака по команде «Взять!» направляется на задержание без поводка. Затем расстояние постепенно увеличивают.
С целью выработки у собаки длительной выдержки при охране задержанного помощника дрессировщик сажает собаку рядом с помощником и подает команду «Охраняй!», постепенно отходя и затем прячась в укрытии. При необходимости дрессировщик подает команды «Сидеть!», «Место!», «Нельзя!».
Выработка длительной настороженности достигается тем, что помощник внимательно следит за собакой и, если она отвлекается на посторонние раздражители, наносит ей удар или пытается убежать. Нападение собаки на убегающего помощника поощряется похвалой.
Защитно-караульная собака должна спокойно относиться к выстрелам и другим звуковым раздражителям. Данный навык вырабатывается в период общей дрессировки.
При подготовке собак к защитно-караульной службе выстрелы начинают производить лишь после того, как собака начнет преследовать убегающего или нападать на него.
На начальном этапе выстрелы производятся на расстоянии 70-100 м от животного, затем это расстояние постепенно сокращается. Если в дрессировке участвуют два помощника, первые выстрелы производятся в момент нападения собаки на первого помощника, когда все ее внимание сосредоточено на нем. Если после выстрела собака менее активно нападает на помощника, дрессировщик подает команду «Взять!», а помощник наносит ей легкие удары жгутом.
В случае если собака бежит в сторону выстрела, дрессировщик подает команду «Нельзя!» и делает рывок поводком, а помощник нападает на нее, переключая тем самым ее внимание на себя. На последующих занятиях выстрелы производит дрессировщик, сначала когда собака бежит к нему, а затем когда она находится рядом с дрессировщиком при нападении на него помощника.
Помощник стреляет в момент нападения собаки, подставляя ей для захвата руку, в которой находится оружие. На завершающем этапе помощник и дрессировщик стреляют поочередно.
При выработке данного навыка возможны следующие ошибки:
– нанесение собаке слишком сильных ударов, в результате чего у нее может выработаться пассивно-оборонительная реакция;
– использование одного и того же костюма помощника, что вызывает у животного ассоциативную связь с преследованием человека в костюме определенного вида;
– продолжительная работа с одним и тем же помощником, что вызывает агрессивную реакцию только на этого человека.
2.1.Коррекция и предотвращение агрессии
Формирование желательного поведения при воспитании.
В воспитание неминуемо входит определенная коррекция поведения, но следует ее отличать от коррекции уже сложившегося нетерпимого поведения.
Пока собака растет, хозяин корректирует ее поведение, не меняя что либо радикально, а подстраивая те или иные поведенческие комплексы к своим привычкам. При повседневном общении хозяин приветствует и поощряет правильное поведение собаки и мешает проявлению неприемлемых для него форм. Здесь важно быть последовательным, не забывать о необходимом отрицательном подкреплении, не прибегать к наказаниям.
Разумно создавать окружение, ситуации, в которых собака просто не может поступить неправильно.
Если владелец не хочет, допустим, чтобы она входила на кухню во время обеда, лучше закрыть дверь, чем то.
В подобном случае достигается еще один эффект: боль, неприятность не связаны с хозяином – просто таков мир. Не хозяин шлепает щенка газетой, выгоняя из запретной для него комнаты, его дверь не пускает.
Именно этим при разумном и умелом применении хороши радиоуправляемые электрошоковые ошейники: не хозяин швыряет в собаку камень, когда она лакомится на помойке, а нечто бьет ее по шее, стоит ей поднять с земли тухлятину!
Масса нареканий на отработку навыка прекращения нежелательных действий по команде «Фу» была вызвана именно тем, что собака очень быстро связывала отрицательное подкрепление своих действий с физическими возможностями хозяина. В результате одни собаки обучались вычислять с точностью до метра дистанцию прицельного броска камнем или выстрела из рогатки, другие вообще переставали подходить к хозяину, раз уж их спустили с поводка, стараясь держаться от него подальше.
Изменение сформированного нежелательного поведения.
Прежде всего, совершенно неэффективно бороться с нежелательным поведением путем наказаний и запретов. Наказание не работает как раз в силу того, что оно является наказанием: поведение уже сформировано и имеет положительное подкрепление, пусть и нерегулярное. Как раз нерегулярность подкрепления может поддерживать готовность к произведению конкретного поведенческого акта на высоком уровне.
Кроме того, при сформированной мотивации попытка сделать неприятным для выполнения один рефлекторный поведенческий акт легко повлечет за собой выработку нового, сходного. Вообще угашать условный рефлекс – занятие довольно неблагодарное. Оно требует большого времени, а результат оказывается мало предсказуемым: даже угашенный рефлекс легко может восстановиться через некоторое время при действии специфического для него стимула.
Приходится действовать иначе. Прежде всего необходимо проанализировать, в чем корни нежелательного поведения. Здесь возможны два основных варианта.
Собака не воспринимает хозяина как доминанта – здесь обучением ничего сделать нельзя. Никто не может внушить собаке, что данный человек обладает неоспоримым авторитетом. Хозяину придется либо полностью пересмотреть собственное поведение и собаку перевоспитать, либо, и это более частый и простой путь, отдать собаку в другие руки. Попав в новую стаю, собаке придется усвоить новые привычки, новый стиль взаимоотношений и т. п.
К счастью, чаще встречается более простой вариант – собака приобрела вредные привычки, т. е. у нее сформировались нежелательные для ее владельца рефлекторные поведенческие акты. Тогда алгоритм действий дрессировщика должен быть следующим.
Проанализировав поведение, вычленяем мотивацию, которая удовлетворяет данный рефлекторный поведенческий акт. Теперь возможно либо сформировать новый рефлекторный поведенческий акт, лучше удовлетворяющий данной мотивации, либо активировать другую мотивацию.
Примером первого подхода служит отучение собаки громить квартиру в отсутствие хозяев. В рассматриваемом случае нежелательное поведение, скорее всего, вызвано информационной депривацией. Достаточно обогатить круг общения животного, позволив ему больше играть с собаками и гулять по разнообразным маршрутам, чтобы нежелательное поведение стало значительно менее выраженным. Полезно бывает позволить собаке дома играть предметами, которые можно грызть.
Можно использовать условный раздражитель, вызывающий нежелательный рефлекторный поведенческий акт, для формирования другого, приемлемого. Наиболее яркий пример подобного переключения – это преодоление выработанного страха перед выстрелом. В данном случае выстрел становится условным раздражителем для рефлекторного поведенческого акта совершенно иного рода: получения пищи – собаку кормят во время и после выстрела.
Мы еще раз подчеркиваем, что в нашу задачу не входит выдача готовых рекомендаций и рецептов на все случаи жизни. К сожалению, сейчас появилось значительное количество чисто методических рекомендаций, авторы которых делятся приемами исправления тех или иных отклонений поведения собак. Общая беда этих книг в том, что самый частный случай подобного рода уже содержит некое обобщение, тогда как на практике одинаково выглядящие отклонения могут иметь совершенно разную природу.
Более того, мы предостерегаем владельцев собак от обращения к дрессировщикам, которые берутся разрешить любую проблему, толком не посмотрев на собаку и не поговорив с хозяином. Подобная коррекция поведения суть профанация, каким бы опытным ни был дрессировщик.