Основу Парада Победы 1945 года составили сводные полки 10 фронтов, однако закрывали пехотную часть марша подразделения Московского гарнизона. Их основу составили курсанты различных столичных военных училищ и академий. Так, ассистентом знаменосца сводных «коробочек» был слушатель Военного института иностранных языков Эдин Владимирович Черногорюк, накануне досрочно получивший погоны младшего лейтенанта.
В июле 1945 года Эдину было всего 20 лет и перед ним открывались прекрасные перспективы. Талантливый юноша в совершенстве владел немецким языком, успешно осваивал английский. Кроме того, в годы войны он успел отличиться при форсировании Днепра, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Но главное, тесть Черногорюка был высокопоставленным генералом в СМЕРШе, который благоволил избраннику своей единственной дочери.
На стажировку молодой офицер попал в Восточную Германию, а после возвращения его ждала работа в структурах контрразведки. Но послужить за границей Черногорюку довелось не долго, через несколько недель после прибытия он был арестован органами МГБ и обвинён в предательстве. Молодая жена сразу же подала на развод, а все записи о связи лейтенанта с высокопоставленным генералом были либо уничтожены, либо засекречены.
Как оказалось, уроженец Одессы украинец Эдин Черногорюк был на самом деле немцем Эдуардом Густавовичем Шнекенбургером. По изначальной версии следствия, он, после оккупации Одессы, был завербован немецкой разведкой. В 1943 году перешёл линию фронта в районе Орла, после чего обратился в военкомат города Болхова, представившись рядовым Эдином Владимировичем Черногорюком. Там он рассказал историю, что был призван в 1941 году в РККА, но его часть сразу попала в окружение и была разбита. С тех пор он пробирался к своим. Проверку местных контрразведчиков он прошёл успешно и был зачислен в 3-ю гвардейскую танковую армию, после чего и началась его «карьера» немецкого шпиона.
Вот только версия МГБ рассыпалась ещё на стадии следствия. Найденные свидетели путались в показаниях и не могли назвать точных дат и фактов. Вскоре выяснилось, что история «немецкого шпиона» на самом деле – это трагедия настоящего советского героя.
Эдуард Шнекенбургер родился 10 сентября 1924 года в Одессе. Он отучился в школе с углублённым изучением немецкого и в совершенстве овладел языком предков. На начало войны ему было 17 лет, и он не подлежал призыву. Да и в случае поступления на службу, его бы отправили глубоко в тыл в строительные части. Депортация немецкого населения из западных регионов СССР на восток началась ещё в 1936 году. С началом войны положение немцев ухудшилось, практически всех их подозревали в симпатиях к врагу. Но среди них было много и таких, кто, несмотря на все обиды и притеснения, добровольно шёл сражаться с врагом своей Родины. Одним из таких немцев был и Шнекенбургер.
Когда враг подступил к Одессе, 17-летний Эдуард принял решение двигаться на восток, где его не знали, и где он смог бы в военкомате назваться чужим именем. Однако под Николаевом немецко-румынские части его обогнали, и парень вошёл под видом беженца уже в оккупированный город. С тех пор он шёл уже за фронтом, ища возможность тайком перебежать к своим.
Однако в районе Орла, в конце 1942-го года, в ходе проверки документов он нарвался на немецкого офицера, которому удалось выяснить, что Эдуард отлично знал как немецкий, так и русский языки. Было решено приписать его к отделению фуражиров, которое собирало продовольствие в местных сёлах. Эта встреча стала по-настоящему поворотной в судьбе будущего героя. Пять раз Шнекенбургер отправлялся в сёла грабить крестьян. На шестой раз, пользуясь доверием немцев, он сбежал, да ещё и прямо у линии фронта.
Практически сразу ему удалось перебраться к своим. Уже на подконтрольной РККА частям он отправился в военкомат, ближайший был в городе Болхове. Зная, что ему, как немцу, в лучшем случае светит служба в стройбате где-нибудь в Сибири, он же хотел непременно попасть на фронт. Поэтому назвался фамилией соседа по двору – Черногорюком. Дополнительно изменил имя и отчество на Эдина Владимировича. Также он рассказал, что был призван ещё в Одессе, но его часть почти сразу разбили. Данных о том, что творилось в Одессе перед самой оккупацией у советских контрразведчиков было минимум, поэтому парню поверили на слово.
Служить советский немец отправился в гвардейскую 3-ю танковую армию, в отдельную кабельно-шестовую роту, которая отвечала за налаживание и поддержание связи между штабом армии и передовыми частями. В конце сентября 1943 года части армии подошли к Днепру. Командир роты вызвал добровольцев первыми пересечь реку под ураганным огнём немецкой артиллерии. Одним из первых вызвался Черногорюк – он вырос на берегу Чёрного моря и умел отлично плавать.
Пока остальные бойцы готовили плоты, Эдин увидел лодку, привязанную на острове посреди Днепра. Несмотря на протесты товарищей, он решил добраться до острова вплавь. Хорошо готовый к таким заплывам он легко справился с течением и вернулся на свой берег уже на лодке. За время переправы он девять раз сплавал от одного берега к другому устраняя разрывы связи. Дважды взрывной волной лодку переворачивало, но бойцу удавалось выжить и продолжать работу. За такую самоотверженность Черногорюк и ещё трое его сослуживцев были удостоены звания Героя Советского Союза.
Непосредственные командиры Героя видели в сильном и умном парне хороший потенциал, поэтому в 1944 году его направили в Мурманское военное училище связи. Там он познакомился с местной девушкой и оперативно женился. Однако уже в октябре его перевели в Москву в Военный институт иностранных языков.
9 мая 1945 года курсант встречал двойной праздник – Победу и рождение сына. Но к тому времени он успел познакомится с дочерью одного из высокопоставленных генералов СМЕРШ. К августу того же года Эдин успел не только развестись, но и заново жениться. Зимой он отправился в Берлин для прохождения стажировки, в Москве его ждала супруга и перспективная служба в контрразведке. Но в августе 1946 года он был арестован сотрудниками МГБ.
В ходе следствия выяснилось, что Черногорюк-Шнекенбургер хоть и был немцем, но не был немецким шпионом. Однако тот факт, что он служил у немцев переводчиком скрыть не удалось, да молодой лейтенант и не пытался этого сделать. Суд приговорил Шнекенбургера к 10 годам трудовых лагерей – минимально возможному наказанию по 58-й статье.
После освобождения Эдуард вернулся к своей первой жене и сыну. Вместе с семьёй он долгие годы ездил по Советскому Союзу, участвуя в самых грандиозных стройках эпохи. Только в 1989 году он перебрался в Томск на тихое место гардеробщика. В 1995 году героическая жизнь одесского немца оборвалась, ему было 70 лет.