Закончим тему, начатую в статье "Настоящая проблема". Краткое содержание предыдущей серии. Речь шла о том, что такого процесса, как "решение проблемы" нет. Вопрос "Как мне решить эту проблему?" показывает, что эта проблема, о которой вопрос - не настоящая, кажущаяся. Потому и решить ее невозможно.
Вместо этого нужно найти настоящую проблему. А так как настоящая проблема - это всегда что-то несделанное, то вопроса "как решать" не возникает - вы просто берете и делаете то, что когда-то хотели, но не сделали. И решить проблему - означает увидеть несделанное и сделать.
Это мы выяснили, но у нас остался без ответа самый важный вопрос. Что же скрывает от нас нашу настоящую проблему? Что мешает нам видеть ее сразу? Почему та проблема, которая нас действительно мучает, как правило, оказывается скрыта? И откуда и как появляются ненастоящие, кажущиеся проблемы, которые мы пытаемся решать вместо настоящей?
Все, как всегда, объясняется просто. Настоящих проблем не видно сразу, потому что сразу не видно настоящего человека. В том числе и сам человек не видит себя настоящего. Поясню подробнее.
Мы не раз говорили о масках, которыми мы скрываем себя настоящих. Но дело даже не в них. Дело в неприятии человеком самого себя. Это неприятие - не что-то, присущее нам изначально. Нам навязали его извне, внушили и привили, и началось это в самом раннем детстве.
В сознательный возраст мы (подавляющее большинство!) вступаем с четко сформированным "образом себя". Этот "образ себя" пришел снаружи, его сформировали те, с кем мы общались до того, как стали самостоятельными. Те, от кого мы в той или иной мере зависели - родители, друзья, враги, учителя и прочие. Этот "образ" ни в коем случае не принадлежит нам - это созданное извне, со стороны и созданное с одной целью - загородить этим "образом" человека от себя настоящего. Причем и в сознательном возрасте этот "образ" продолжает расти и укрепляться.
С таким "образом" мы относимся к себе именно так, как диктует нам этот образ. А образ говорит нам всякие гадости, которые в переводе означают - ты не такой, ты неправильный, ты плохой, ты непривлекательный, ты слабый, ты недостойный и т.п. Многие так и живут всю жизнь под гнетом этого "образа".
Этот образ никак не соответствует реальности. Внутри, под этим образом, мы другие - хорошие, чистые, талантливые, правильные, привлекательные. Но образ изо всех сил мешает проявиться настоящему. И мы все больше и больше убеждаемся, что мы такие и есть - плохие и неправильные - каким нас рисует сидящий в нас "образ".
При этом мы не хотим, чтобы окружающие нас люди видели и считали нас плохими. Кому же хочется остаться в изоляции? Человек считает, что если он покажет себя "настоящего" (а на самом деле, не себя, а этот проклятый образ), то никто и никогда не захочет с таким уродом общаться. И мы начинаем скрывать то, в чем нас убедил "образ". Мы начинаем строить другой образ, наружный, который "висит" у нас снаружи, прикрывая наши мнимые "несовершенства".
Понимаете, что происходит? Мы уже сами создаем новый, второй образ, ту самую маску, о которой мы уже говорили. И носим эту маску снаружи, чтобы не остаться в изоляции, чтобы привлечь тех, кто нам нужен - друзей, любимых и т.п. И мы уверены, что без этой маски с нами никто не захочет иметь дело, ведь мы убеждены, что внутри мы - плохие, недостойные любви, дружбы, счастья и других очень нужных каждому жизненных благ.
Причина появления маски - наши мнимые "несовершенства". Мнимые, а не настоящие. И если убрать тот "образ", который их нам внушает, то никакие маски не потребуются. И в нашей жизни не будет больше "неразрешимых" проблем.
Получается, что каждый из нас похож на матрешку. Снаружи мы одни - там висит наша маска - наружный образ "хорошего и правильного" человека. Под ней - другой образ - человека "плохого и неправильного", чуждый нам образ-враг. И только под ним - третья "матрешка" - мы сами - прекрасные, сильные и правильные безо всяких кавычек - по-настоящему.
Что происходит с проблемой при таком раскладе? Настоящая проблема, это не просто что-то несделанное. Это то несделанное, что не дает нам быть самим собой. Мы настоящие пытаемся пробиться через навязанный нам "образ себя", и если этот образ сильнее - мы имеем проблему. Которая, разумеется, не видна - ее прикрывает и искажает сначала один, потом другой образ. И ту проблему, которая бьется там, внутри, уже не различить. Потому что на поверхности от ее толчков остаются только пузыри и круги.
Кто-то не хочет ходить на работу каждый день, а на поверхности у него - мне не хватает энергии и мотивации. Женщина не хочет жить с этим мужчиной, потому что чувствует, что он не тот, кто ей нужен, а на поверхности у нее - у нас нормальная семья, нам надо только решить "отдельные проблемы". И так далее.
Каждый раз, когда ко мне обращается человек, он называет кажущуюся проблему. И в этом и есть его проблема - что настоящей проблемы он не видит. Потому что, если бы видел - решил бы ее (то есть, сделал несделанное) и без меня.
Когда происходит решение настоящей проблемы, процесс всегда один - человек достает самого себя из "матрешки".
Сначала сбрасывается первый слой - маска "хорошего и правильного", наружное прикрытие. Это самая сложная операция. Человек очень не хочет, чтобы кто-то увидел, какой он "плохой и неправильный". Очень не хочет, иначе маска бы ему не понадобилась. За эту маску иногда идут целые битвы.
Но мы все равно побеждаем маску, очень простым способом. Мы знаем, и обратившийся к нам человек тоже видит это в один прекрасный день, что он - не плохой, а всего лишь считает себя плохим. Всего-навсего считает, а не является. И считает-то потому, что ему это внушили. И в этом ужасном "образе неправильного себя" на самом деле нет ни капли его самого!
Когда человек признает, что он считал себя таким и сяким, этот жуткий инородный образ рушится, и человек становится самим собой. И в этот момент он и видит свою настоящую проблему, которую не пускал к нему только что рухнувший "образ". Он видит, что он хочет сделать, и делает. И все - проблема решена.
Все, да не все. От этого действия всегда есть дополнительный эффект, который гораздо важнее решенной проблемы. Настолько важнее, что даже сравнивать это нельзя. Что это за эффект?
Человек, иногда впервые в жизни, узнает себя самого. Он, наконец, чувствует, какой он на самом деле. Видит, что он прекрасен, чувствует свою силу, видит свои желания, освобождается от страхов, которые были с ним всю жизнь. Трудно переоценить пользу этого открытия.
Внушенный "образ плохого себя" не исчезает сразу и навсегда, какие-то его куски могут возвращаться. Но человек теперь знает, что может не слушать этот образ, а опираться на себя, доверять себе. Его неприятие себя становится все меньше и меньше - ведь он уже узнал, какой он на самом деле, у него получилось.
Получилось довериться себе, и почувствовать, сколько свободы и счастья это несет. И увидеть, как доверие себе решает его проблемы, которые годами казались "неразрешимыми"!
Этот опыт - бесценен. Кроме всего прочего, он позволяет человеку впредь самому решать свои проблемы, не обращаясь за помощью ни к кому, в том числе и ко мне. Этот опыт возвращает человеку свободу. И мне очень хочется, чтобы каждый был по-настоящему свободен.
Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru,
www.lifeaudit.ru
16.03.2007