Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью - учитесь с удовольствием!
"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья"
А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"
Я уже вижу, как у многих моих читателей полезли глаза на лоб? При чем здесь Пушкин?! Отвечу. Строки из 2-й главы "Евгения Онегина" более чем точно описывают тексты моих статей, включающие две части - лирическую и химическую, внешне абсолютно не связанные между собой. Но... если внимательно читать каждую статью, можно увидеть, как химическая составляющая текста волшебным образом появляется из лирической, а в конце статьи - она опять передает пальму первенства своей неразлучной чувственной подружке. Пускай это происходит от "делать нечего", тем не менее, процесс восприятия скучной и сухой учебной информации по решению задач превращается в увлекательное путешествие по полным неожиданностей лабиринтам Храма Знаний.
Еще я думаю, представленный выше отрывок из "Евгения Онегина" - это поэтическое описание 35-го задания ЕГЭ. Методисты ФИПИ, тоже от делать нечего, подружили вместе алгоритм на вывод формул вещества и конкретные свойства определенного органического соединения. И, вуаля, загадочное, как подарок от Деда Мороза, 35-е задание ЕГЭ по химии. Вот уж где магия и ужастик, загадки без отгадок и забавные фокусы-покусы!
Потому, именно сегодня в лирической части статьи я начинаю разговор об эзотерике, мистике и нумерологии. Что это за звери такие? Почему они волнуют многих, особенно, молодых людей?
Эзотерика - это мистическое восприятие реальности.
Мистика - это вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек.
Нумерология - это система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей и их сознанием, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Ребята, хорошие мои, а вы верите в чудеса? Я верю! Верю в Деда Мороза и Снегурочку, Бабу Ягу, Белоснежку и семь гномов, Карлсона, Пеппи Длинный Чулок, Винни Пуха, Сири, наконец! Я верю в то, что можно впихнуть невпихуемое, а выпихнуть больше ранее впихнутого! Верю в то, что материя возникает ниоткуда и исчезает бесследно! Скажу по секрету, я верю даже в ЕГЭ по химии, вернее, в то, что оно все ближе и ближе... Ой, что-то мне уже не до мистики с эзотерикой и нумерологией. Давайте, лучше поговорим о 35-м задании ЕГЭ. Но... в конце статьи я вам все же расскажу кое-что очень интересное. Итак, поехали!
35-е задание ЕГЭ по химии "Установление молекулярной и структурной формулы вещества" подразумевает также написание уравнения реакции с определенным органическим веществом.
Задачи на вывод формулы вещества входят в Программу профильного изучения химии и насчитывает несколько типов алгоритмов:
1) вывод формулы вещества по общей формуле класса
2) вывод формулы вещества по массовой доле элементов
3) вывод формулы вещества по продуктам сгорания
4) вывод формулы вещества по стехиометрическим коэффициентам
В серии статей по отдельным позициям Программы я уже начала рассказывать об особенностях алгоритмов на вывод формулы вещества. Список всех статей представлен на странице моего сайта "Репетитор по химии и биологии Богунова В.Г. Статьи репетитора".
Сегодня я подобрала задачи 35-го задания ЕГЭ, связанные с алгоритмом "Вывод формулы вещества по массовой доле элементов", где простейшая формула одновременно является окончательной. Это - самый простой вид задач, которые легко решаются всеми экзаменуемыми. Потому в заглавии статьи я ласково назвала их "Самые нежные задачи".
Задание 35 (1)
Органическое вещество содержит 52,17% углерода, 13,04% водорода и 34,78% кислорода. Исходное вещество - газообразно при н.у., не реагирует с металлическим натрием и может быть получено дегидратацией спирта.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции получения этого вещества дегидратацией спирта.
Выписываем данные в разделе Дано
Выписываем формулу вещества в общем виде (по данным задачи) и определяем основную логическую структуру алгоритма
Выясняем происхождение каждой составляющей структуры (Как рассчитать количества вещества? Какие абсолютные значения можно и нужно взять для этого). Это - логические рассуждения, мои мысли вслух (вернее, на бумаге), поэтому я обвела запись другим цветом.
В задаче предлагаются только относительные данные (массовые доли), поэтому мы вводим свободный параметр - абсолютное значение массы. Зная массу элемента, легко рассчитать его количество вещества.
Поскольку максимальное значение массовой доли 100%, лучше ввести значение массы 100 г, тогда абсолютные значение массы элемента и его массовой доли в % - равны (по модулю).
Дальнейшее решение задачи лучше проводить в таблице, куда выписываем массы (бывшие массовые доли в %), молярные массы, рассчитанные количества вещества. Нужно как можно точнее рассчитать значение количество вещества (не менее трех знаков после запятой).
Теперь начинается самое интересное и загадочное - нужно привести к целым значениям соотношения количества вещества каждого элемента. Как это сделать? Как получить целые значения в дробных соотношениях?
Каждый показатель количества вещества делим на самое маленькое число из всех полученных значений
В нашем случае, самое маленькое число 2,1738. Делим каждый показатель на это число и получаем целые значения соотношений. После этого выводим простейшую формулу вещества. В представленных задачах 35-го задания простейшая формула является окончательной.
Первая часть задачи выполнена. Если следовать логике строк из "Евгения Онегина", мы определились с "водой, стихами и льдом". Нам предстоит решить проблему, что стоит за "камнем, прозой и пламенем" - определить органическое вещество (написать структурную формулу, назвать соединение) и составить предлагаемое уравнение реакции.
Как определить принадлежность вещества к определенному классу органических соединений?
1) По числу атомов Н определяем наличие кратных связей или циклов
2) По особенностям химических свойств конкретизируем класс веществ
Давайте, поговорим об этом более подробно.
Общая формула алканов CnH2n+2. Если в молекуле 2 атома С, при полном насыщении должно быть 6 атомов Н. Вывод: в формуле вещества нет кратных связей или циклов, это одноатомный спирт или простой эфир.
По условию задачи "Исходное вещество - газообразно при н.у., не реагирует с металлическим натрием и может быть получено дегидратацией спирта". Значит, исходное вещество - диметиловый эфир (класс простые эфиры).
Выполним последнее задание условия "напишите уравнение реакции получения этого вещества дегидратацией спирта"
Решим еще одну задачу 35-го задания ЕГЭ по химии.
Задание 35 (2)
Органическое вещество содержит 76,6% углерода, 6,38% водорода и 17,02% кислорода. Известно, что это вещество реагирует как с гидроксидом натрия, так и с бромной водой.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции данного вещества с бромной водой.
Последовательность действий:
1) Выписать данные в разделе Дано
2) Составить логическую структуру алгоритма
3) Выяснить источник для расчета количества вещества атомов элемента
4) Ввести свободный параметр (Пусть было 100 г вещества)
5) Составить таблицу (масса, молярная масса, количество вещества)
6) Рассчитать целые значения соотношений количества вещества
7) Вывести простейшую формулу вещества
8) Определить класс органических соединений и назвать вещество
9) Написать уравнение реакции, предлагаемое по условию
Вернемся к мистике, эзотерике и нумерологии. Как все это связано с задачами по химии, в частности, с 35-м заданием ЕГЭ?
Значение числа 35 в нумерологии
35 - удачливое число, влияние на которое оказывают цифры 3 и 5.
3 - цифра вдохновения, энтузиазма и энергии, которая хлещет через край, позволяет самовыразиться через творчество.
5 - символизирует свободу делать выбор вне зависимости от обстоятельств, число хороших возможностей, удачи и счастливых случайностей.
35 (в общем) несет радость и оптимизм, символизирует творчество и множество благоприятных возможностей.
Видите, даже нумерология подтверждает оригинальность и креативность 35-го задания ЕГЭ! Надеюсь, вы тоже проникнитесь уважением к таким задачам и полюбите их решать.
Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7 (903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы "Решение задач по химии" - и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!
PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.