Найти тему

Работать нельзя закрывать: судьба трамвая в Твери

Заметки путешественника

Всем привет!

В этой статье хочется поговорить о грустной страничке в истории российского транспорта, а именно – о трамвайной системе в Твери.

Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, кольцо "Автовокзал". Фотограф: Максим Фандюшин
Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, кольцо "Автовокзал". Фотограф: Максим Фандюшин

Этим летом я оказался проездом в Твери и смог уделить немного времени прогулке по городу. Разумеется, пройти мимо трамвая, выходя с вокзала, невозможно. Он и стал объектом моего пристального интереса. Раньше, до меня доходили лишь слухи о нем, причем, не самые радужные: они касались состояния вагонов, путей, да и системы в целом. Только по приезде домой, я вычитал то, каким был трамвай долгое время, и каким он является сейчас...

Трамвай в Твери можно считать по праву самым старым видом транспорта в городе. Появился он на заре 20 века, в 1901 году. Первая линия была длиной чуть больше 6 километров, соединяла нынешнюю площадь Ленина с Двором Пролетарки и железнодорожным вокзалом.

Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, улица  Коминтерна. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, улица Коминтерна. Фото: Максим Фандюшин

В то время колея для трамвая была узкой – 1000 мм. Перешита была на стандартную «русскую» лишь в конце 20-х годов XX века. В последующие 10 лет был совершен прорыв в развитии трамвая. Уже к 1940 году город бороздили железные кони аж на 8 маршрутах с общей протяженностью сети более 20-25км.

Конечно, суровые годы войны наложили свой отпечаток в том числе на трамвайную сеть города. Почти все хозяйство было уничтожено, пути разбиты, вагоны разнесены в щепки. Тем не менее, после освобождения города от захватчиков, было принято решение восстановить работу этого вида транспорта, что и было реализовано к концу 1945 года.

Граффити с изображением трамвая "CityStar", кольцо "Автовокзал". Фото: Максим Фандюшин
Граффити с изображением трамвая "CityStar", кольцо "Автовокзал". Фото: Максим Фандюшин

Последующие изменения в сети произошли лишь десяток лет спустя, когда возобновилась волна роста сети. Так, трамвай бурно развивался в Новопромышленном и других районах. Произошло своего рода объединение районов города, в ходе которого трамвайная сеть выросла примерно в 2-3 раза.

В начале 80х годов рост сети весьма быстро спал, однако короткий участок от ЖД вокзала до автовокзала был сделан. Последнее увеличение сети произошло в 1990 году, когда проложили пути от поселка имени Крупской до микрорайона Южный. И вот, 1994 год можно считать пиковым в развитии трамвая, ведь именно в этот период функционировало 18 маршрутов, а подвижной состав насчитывал более 250 единиц.

Но период этот был недолгим. Уже в 1997 году началось сокращение сети, которое продолжалось до 2014 года. В августе 2015 года сеть закрылась полностью на ремонт путей, и, спустя 3 месяца, снова вошла в строй. К этому моменту из 5 существовавших маршрутов заработало лишь два: 5 и 14. Последний прожил всего три месяца и был вновь отменен.

Трамвай  Tatra T3SU на маршруте 5, улица Коминтерна. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, улица Коминтерна. Фото: Максим Фандюшин

Последний маршрут 5: ДСК-Вокзал, проработал до последнего. 14 ноября 2018 года работа трамвая прекращена на неопределенный срок. Причину объясняют так: неудовлетворительное состояние путей и сети, требующее ремонта. К сожалению, особого ремонта не наблюдается до сих пор, поэтому положение веьма неопределнное и напряженное…

На момент моего прибытия, по маршруту курсировало 12 трамваев: 5 КТМ-8 и 7 Tatra T3SU. В депо, конечно, стояли новые трамваи CityStar, но они еще года два назад вышли из строя, не выдержав состояния путевого полотна. Однако, все работающие трамваи были приведены в порядок, ухожены, все они были выкрашены в едином серо-красном стиле.

Увы, но состояние путей оставляет желать лучшего. Часть путей сильно изношена, рельсы пошли волнами. Контактную сеть тоже не обновляли очень долгое время, местами она сильно провисает. Все это сильно усложняет работу трамвая, а также занижает общую скорость движения. Единственным плюсом можно считать частоту рейсов – вагонов много, а маршрут всего один...

Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, кольцо "Автовокзал". Обратите внимание на граффити на стене - правее изображен "CityStar", левее, скорее всего, КМ+КП. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай Tatra T3SU на маршруте 5, кольцо "Автовокзал". Обратите внимание на граффити на стене - правее изображен "CityStar", левее, скорее всего, КМ+КП. Фото: Максим Фандюшин

Каким станет будущее трамвая? Неизвестно. Надежды на восстановление не покидают горожан. Были даже слухи о том, что сети собираются вернуть былую мощь. Но дальше слухов эдело не пошло...

Искренне хочется надеяться, что самый старый транспорт города сможет отпраздновать свое 118-летие в августе 2019 года не только в памяти жителей, но и на улицах города, перевозя тысячи граждан на работу, домой и по различным интересным местам в городе.

На этом я завершаю свое повествование. Если у вас имеются собственные соображения о прошлом, настоящем, будущем трамвая в городе Тверь, утраченном величии, текущем упадке, или о чем-то еще, я буду рад услышать Ваше мнение и увидеть его в комементариях. Хороших выходных, друзья!

Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, проспект Чайковского. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-608КМ на маршруте 5, проспект Чайковского. Фото: Максим Фандюшин

Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья - подписывайтесь на канал и читайте другие интересные материалы, например, про Историю завода ЛиАЗ, Историю ТролЗы, или Лесной трамвай в Волчанске. С уважением, Максим Фандюшин.