Найти тему
Women's Health Россия

Как правильно читать этикетки продуктов

Оглавление

Что обязательно должно быть написано на упаковке и какие трюки используют производители.

Автор: Василиса Кирилочкина

Фото: Allef Vinicius / Unsplash
Фото: Allef Vinicius / Unsplash
Эксперт: Олеся Волох
Кандидат биологических наук, нутрициолог
Эксперт: Олеся Волох Кандидат биологических наук, нутрициолог

Этикетки выполняют две важные функции – рассказать потребителю, что содержится в продукте, и замотивировать его этот продукт купить.

Все, что должно быть на этикетке, регулируется законом. Но дизайн упаковки оставляет производителям простор для творчества, поэтому часто полезная информация оказывается в углу, а продающая – перед глазами. Рассказываем, как не упустить ничего важного.

Что, собственно, покупаем?

Чтобы узнать, что именно вы взяли в руки, ищите техническое наименование продукта – обычно его указывают на задней или боковой стороне над составом. Скорее всего, оно будет громоздкое и очень формальное, что-то вроде «напиток кисломолочный с соком, обогащенный пробиотическими культурами, витаминами и минералами, с массовой долей жира 1,2%».

Это наименование – настоящее название продукта, под которым его сертифицируют и допускают к продаже. Особенно полезно его читать, когда на лицевой стороне упаковки есть только логотип и продающие слоганы. Например, в банке с красивым изображением фруктов и надписью «100% натуральный» может быть не сок, а нектар (смесь концентрированного сока, воды и сахара).

Каким надписям на упаковке можно верить?

Зазывные надписи вроде «Полезный завтрак», «Улучшает пищеварение», «Культура здорового питания» называются «Заявлениями об отличительных свойствах продуктов». Они бывают трех видов:

1. Общие

По закону любая информация на упаковке должна иметь подтверждение. Обратиться за подтверждающими документами может кто угодно, и производитель обязан их предоставить. Поэтому бренды так любят общие эмоциональные заявления, которые сложно оспорить. Слоганы «Элемент сбалансированного рациона», «Приготовлено с любовью», «Взрыв свежести» пишут исключительно в маркетинговых целях.

Читайте также: Как выбрать хороший кофе домой

2. Функциональные

Если заявление отвечает на вопрос «как этот продукт действует на организм?», его считают функциональным. Например, «Улучшает микрофлору кишечника», «Укрепляет зубную эмаль», «Антиоксидантная защита».

Такие заявления всегда основаны на составе продукта и должны иметь железные доказательства. В России действует ГОСТ о функциональных пищевых продуктах и ингредиентах, в котором прописано влияние на организм разных веществ. «Производитель может обогащать свой продукт этими веществами и указывать на упаковке их свойства. Например, чтобы заявить, что продукт поддерживает иммунитет, компании надо добавить в него ингредиент, содержащий витамин С», – объясняет Олеся Волох.

Читать функциональные заявления – самый простой способ понять, какую пользу может принести продукт. В большинстве случаев производители соблюдают закон и пишут на упаковках правду. Особенно это касается крупных компаний, которые дорожат репутацией и за которыми особенно пристально следят регуляторы.

3. Контентные

Такие заявления используют, чтобы сделать акцент на каком-то ингредиенте или его отсутствии: «Содержит витамины А и Е», «Без холестерина» и так далее. В большинстве случаев эти слоганы правдивы. Но есть одно заявление, настолько популярное у потребителей, что компании готовы идти на риск и давать ложную информацию. Речь идет о надписи «Без сахара».

С точки зрения закона к продуктам без сахара относятся те, что содержат меньше 0,5 г любых сахаридов (сахарозы, фруктозы, лактозы и прочих) на 100 г продукта. Некоторые недобросовестные производители нарушают закон и пишут «Без сахара» на продуктах, в составе которых нет добавленной сахарозы, зато есть мед, виноградный сок, различные сиропы или фруктоза в чистом виде. Правильно было бы писать «Без добавленного сахара» – именно так делают более сознательные компании. В общем, если хотите ограничить потребление сахара – всегда читайте состав.

Читайте также: Какую рыбу нельзя есть часто (и какую лучше не есть вообще)

На продукте написано, что он с «экстрактом черной икры». Что, правда?

Снова смотрим на состав. Здесь должно быть указано все, что есть в продукте, в порядке убывания. В пищевой индустрии существует понятие «имиджевые ингредиенты» – экстракты, соки и прочие приманки для покупателей. Их добавляют в состав ничтожно мало – просто для того, чтобы написать об этом на упаковке. В этом случае вы найдете их в конце состава. Исключение из правила – витамины, минералы и бифидобактерии: для них установлено минимальное допустимое количество в составе. Если вещества меньше, о его отличительных свойствах нельзя заявлять на упаковке.

Все лучшее – всегда по ГОСТу?

Продукт может быть сделан по государственному стандарту или по внутренним техническим условиям, и это всегда отражено на упаковке.

Что важно знать про ГОСТы:

  • Они периодически обновляются. Поэтому, покупая продукт по «ГОСТу»,  не всегда можно почувствовать вкус детства.
  • На многие категории продуктов ГОСТов просто не существует.
  • Они не являются обязательными к исполнению (кроме случаев, когда на них ссылается технический регламент Таможенного союза).
  • ГОСТ не гарантирует максимально полезные и лучшие вкусовые качества продукта.

Другими словами, с точки зрения качества сегодня нет разницы между маркировками ГОСТ и ТУ.

Читайте также: Почему углеводы нельзя исключать из рациона: 3 причины

Как не нарваться на испорченный продукт?

Производители всегда закладывают дополнительный срок хранения сверх того, что указан на упаковке, но для всех продуктов он разный. В среднем, «взрослую» еду можно хранить в полтора раза дольше, чем написано на упаковке. Детскую – в два. Это значит, что вероятность отравиться просрочкой ниже, чем мы думаем, но все-таки она есть. Поэтому не стоит покупать и есть продукты с прошедшим сроком годности.

В условиях хранения главное – температура. В магазинах часто ставят стерилизованные молочные продукты в холодильник, хотя это не обязательно: любой «тетрапак» можно хранить при комнатной температуре (до вскрытия упаковки). При этом продукты, которым действительно нужен низкий температурный режим, оказываются в складских ящиках в центре зала – сотрудники не всегда своевременно доносят их до холодильных полок. Поэтому обращайте внимание на температурный режим хранения продукта. Если в магазине товар хранится неправильно, лучше его не покупать.

В составе некоторые ингредиенты выделены цветом. Что это значит?

В 2018 году Роспотребнадзор выпустил рекомендации по «светофорной» маркировке. Согласно ей количество соли, сахара, насыщенных и трансжиров в продукте должно выделяться цветом (зеленый – низкое содержание, желтый – среднее, красный – высокое). Пока это добровольная инициатива, но ей уже последовали некоторые крупные компании. Уже сегодня можно купить мороженое, йогурт и другие молочные продукты в упаковках с наглядным составом.

Читайте также: 13 вегетарианских продуктов, в которых много железа

Ставьте лайк, если статья понравилась, подписывайтесь на наш канал и в социальных сетях: ВК, Инстаграм, ФБ, Телеграм, Одноклассники.