У разных кавказских народов были собственные обычаи, выступавшие в качестве законов. Они назывались адаты. И по ним некоторые преступления карались очень жестоко.
Вплоть до 19-20 века во многих селениях сохранялась традиция кровной мести — когда пострадавший собственными руками, с помощью родственников или доверенных лиц, решал судьбу обвиняемого, того, кто его обидел. И за такое не судили. Это был не самосуд. Напротив, именно кровная месть и была прописана в адатах, как наказание преступников, в определенных ситуациях.
1. Самым страшным преступлением считалось убийство своих родителей, и особенно — отца. За последнее могли забить камнями. В некоторых селениях было принято сжечь дом убийцы, а его судьбу решали родные братья.
При этом отец решал судьбу своих детей. Мог даже забрать их жизнь. И это не каралось никакими адатами. Считалось, что раз отец решился на такой тяжелой поступок, то было почему, и что он не враг себе.
Более мягкий вариант событий — это когда отец за какой-то серьезный грех лишал сына наследства и изгонял из семьи.
2. Вторым по тяжести преступлением было прелюбодеяние. Если муж застал свою жену с любовником, брат застал сестру, или отец - дочь — то мужчина имел право тут же расправиться с обоими прелюбодеями. Но только если действительно застал, а просто сплетни и разговоры не были поводом к такой жестокости.
У некоторых народов тот, кто посмел иметь отношения с замужней женщиной, мог попробовать примириться с ее супругом, выплатить ему большую денежную сумму, больше той, что он уплатил родителям девушки (калым) и как бы ее перекупить.
А вот что касается ситуации, когда женщина застала за тем же мужчину — мужа, отца или брата, то об этом ничего не говорится. Если только любовницей не была замужняя женщина.
Хотя определенные проблемы однозначно могли возникнуть с семьей девушки, которая выступила в роли любовницы. Получается, она своим поведением позорила свой род. По сути ведь она была блудницей.
3. Тяжелым преступлением являлось причинение вреда здоровью священника, гостя, путника, наемного рабочего (пастуха, скотника и т. д.).
Гость, по кавказским обычаям, ни то, что не должен был видеть зла от человека, в доме которого он остановился, хозяин дома сам должен был его всячески оберегать, дать защиту.
Если вам понравилась статья, будем благодарны за "палец вверх" и подписку на канал.