Чтобы встреча с силовыми структурами прошла без особых неприятностей необходимо знать и соблюдать определенные правила поведения. О том, как сделать так чтобы «овцы были целы, а волки сыты», рассказывает член Генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева.
Сразу хочется отметить, что проведение обысков у Вашего партнера или контрагента создает обоснованные предпосылки обысков у Вас. К любым следственным действиям необходимо быть психологически и, желательно, практически готовым и вести себя правильно.
Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь – именно так записано в самом главном законе нашей страны Конституции РФ. Но, когда следователь с оперативными работниками приходят в офис или домой к предпринимателю с обыском, то процент того, что следователь согласится подождать адвоката бизнесмена крайне мал. Более того, у предпринимателя может быть изъят телефон, что не позволит ему даже связаться со своим адвокатом. Обыск чаще всего стараются провести достаточно неожиданно для бизнесмена, если речь об обыске в квартире, то чаще выбирается раннее утро 6-8 утра. Обыск в соответствии со ст. 182 УПК РФ может быть произведен на основании постановления следователя, а в жилище на основании судебного решения, который тот должен предъявить, также можно запросить и удостоверение следователя. На следственные действия следователь с оперативниками чаще приходят со своими «карманными» понятыми, которые выполняют то, что скажет им следователь, отбывают эту повинность и не проявляют заинтересованности в проведении следственных действии в соответствии с Законом.
Тем не менее бизнесмен имеет право заявить ходатайство о привлечении независимых понятых, в котором на 99% следователь ему откажет, но это можно зафиксировать в протоколе обыска.
При этом бизнесмену необходимо проявить максимальную концентрацию и во время проведения следственных действий фиксировать все нарушения. Конечно же предприниматель не может знать всех правил, которые предусмотрены УПК РФ, подзаконными актами и содержащимися в разъяснениях и постановлениях пленумов Верховного суда РФ, но никто не лишен права фиксировать все, что с его точки зрения выглядит неправильным и подозрительным и внести это в качестве дополнения в протокол, который потом придется подписывать. Самое главное предпринимателю ни в коем случае не следует допускать бесконтрольного хождения по помещению без сопровождения, т.к. это чревато «нахождением» того, чего в офисе никогда не было. Понятые, которых должно быть не менее двух, пусть и не такие уж независимые, как хотелось бы, должны обязательно присутствовать в помещении, где проходят следственные действия.
Из практики наиболее частых нарушений следователей можно отметить то, что тот не предлагает в соответствии со ст. 182 УПК РФ добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Также следует сделать важное примечание: если следователь с оперативниками приходят найти хоть что-нибудь, то они пытаются «попасть пальцем в небо», а вот если они приходят и просят предоставить, например, предмет, который находится в третьем ящике в правой тумбе стола и документы из папки на 2-й полке, то это уже означает, что бизнесмен и его компания давно находился в оперативной разработке, а следователь действительно хорошо осведомлен, хотя и не всегда это означает законное ознакомление.
Из практики хочется предостеречь предпринимателей оставлять у себя по просьбе даже самых хороших друзей и партнеров флэш-карты от банк-клиентов, документы иных компаний и другие вещи, которые найденные при обыске могут изобличать Вашу вину, которой не было.
Не хочется говорить о том, что партнеры, друзья и контрагенты спешат Вас подставить, но такие случай в практике нашего адвокатского бюро были, поэтому призываем Вас быть внимательными. Также не исключен приход в Ваш офис следователя и оперативных работников с обыском и в случае «заказа» конкурента (про возможную коррупционную составляющую уже написано немало статей).
Хорошо, если у предпринимателя есть камеры с резервным источником питания, записывающие на удаленный сервер, что позволит иметь доказательства в случае провокации со стороны правоохранительных органов, а также отследить нарушения, если таковые будут иметь место. В соответствии с УПК РФ следователь не имеет право отключать камеры, а лица, участвующие в обыске имеют право снимать действия оперативников на телефон, но на практике камеры могут отключить, а телефоны изъять по вполне законным основаниям. Во время обыска не стоит давать комментарии ни собственникам бизнеса, ни топ-менеджменту, ни рядовым сотрудникам, т.к. эти показания могут быть впоследствии использованы для подтверждения обвинения. Также следует стараться уклониться от подтверждения или опровержения чего-либо, ссылаясь на стресс и на то, что Вы сейчас точно не можете сказать. Если подпись скорее всего Ваша, то так и говорите, что похожа на Вашу, если подписывали документ, то скорее всего да, т.к. нельзя исключать, что Вам предъявляют измененный текст документа и т.д. В ходе обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть, это касается и сейфов, поэтому здесь лучше подчиниться законным требованиям следователя. Внимательно фиксируйте все, что следователь изымает. В соответствии со ч. 9.1. ст. 182 УПК РФ при производстве обыска электронные носители информации изымаются с участием специалиста, но на практике следователи часто пренебрегают этим правилом. С цифровых носителей Вы имеете право снять информацию и также внимательно проверьте что именно изымается следователем. Стоит помнить, что следователь, не понимая, что он ищет, часто изымает как можно больше, руководствуясь принципом «может потом пригодится».
После следственных действий следователь предложит подписать лицам, участвующим в обыске, подписать протокол допроса. Очень важно внимательно с ним ознакомится и дополнить его всеми теми нарушениями, которые были зафиксированы. Следователь может убедительно предложить бизнесмену проехать на допрос. Чаще всего первый допрос проходит в качестве свидетеля, что не должно притуплять бдительность бизнесмена. Проехать с адвокатом чаще всего не дают даже если он присутствует на следственных действиях или приехал к концу. В поездке оперативные работники обычно стараются оказать психологическое давление, сообщая по телефону неизвестному Вам лицу, что-то вроде «да, все нашли, да, везем, взяли его».
На допросе может быть применена тактика как дружелюбия и убеждения, что Вам нечего скрывать, т.к. Вы не виновны, Вы поможете изобличить виновных.
Не стоит думать, что статус свидетеля при расследовании преступлений в сфере экономики долговечен, а следователь на Вашей стороне. Вам необходим адвокат и при всем уважении к коллегам по назначению, Вам необходим адвокат по соглашению, которого Вы или Ваши близкие знают и который будет действительно отстаивать Ваши права, свободы и законные интересы. У нас в практике были случаи, когда прибывший адвокат по просьбе предпринимателя или его родственников стоял у проходной следственного управления, но его не допускали, сообщая, что бизнесмен сам отказался от адвоката. Но действительно бизнесмены нередко отказываются от адвоката, т.к. следователи часто создают обстановку доверия и ставят вопрос таким образом, что приглашения адвоката нарушит на первый взгляд вполне мирную обстановку. Не стоит недооценивать следователя, особенно, если он служит в СУ округа или в ГСУ, обычно они умеют расположить, при этом профессионально выполняют свою работу. А от показаний, которые были даны в качестве свидетеля предприниматель конечно сможете отказаться, но если статус дойдет до обвиняемого, то вряд ли суд воспримет такой отказ в пользу доверившегося следователю бизнесмена.
При первичном допросе может быть применена и тактика давления. Следователь и/или оперативные работники могут сообщить, что все знают и отказываться, если Вы хотите сегодня уйти домой, а не быть помещенным в ИВС, не имеет смысла, при этом цитируя Ваши реальные переговоры, рассказывая некоторые фактические обстоятельства дела. И если есть действительно какие-то факты, которые могут быть использованы против бизнесмена, тот тоже может испугаться и дать признательные показания в обмен на подписку о невыезде ( ст. 102 УПК РФ) или домашний арест ( ст. 107 УПК РФ), а также перспективу получить условный срок или иные преференции. Досудебные соглашения, которые предусмотрены гл. 40.1 УПК РФ сейчас следователи заключают не очень охотно, а коррумпированные сотрудники предлагают досудебное соглашение за плату. Но при всем этом следует помнить, что не все прослушанное и записанное оперативными работниками может быть признано надлежащим доказательством, т.к. слушать могут и без разрешения, а это уже основание признать такое доказательство ненадлежащим, если конечно такое ненадлежащее доказательство не подкреплено признанием самого лица.
Не стоит также забывать о ст. 51 Конституции Российской Федерации, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих близких. Именно поэтому следователь и допрашивает чаще в качестве свидетеля. Далеко не всегда целесообразно молчать, но в любом случае лучше промолчать, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, чем наговорить лишнего.
Поэтому, когда бизнесменам советуют заблаговременно найти «своего» адвоката, быть с ним на связи, иметь доверительные отношения, знать его телефон наизусть, а также передать его родственникам— это не продвижение адвокатов, а реальная защита бизнесмена от форс-мажора, от которого не защищен никто. Ответ на вопрос почему найти надо «своего» адвоката достаточно прост и связан с тем, что каждому близок свой стиль защиты, а в стрессовой ситуации лучше, если защищать будет профессионал, которому Вы доверяете. Не стоит полагать на то, что следователь на Вашей стороне и слепо доверять адвокату по назначения (не сколько не хочу обидеть коллег, но достаточно много среди них тех, кто просто выполняют все, что скажет следователь, а следственные действия в присутствии адвоката имеют иную силу). Правильное поведение на следственных действий – это залог свободы бизнесмена после них.
Об авторе: Екатерина Авдеева - участник и спикер международных и федеральных конференций по правовым вопросам и по вопросам развития экономики и народного хозяйства. Старший партнер Адвокатского бюро «МАГРАС».