Найти тему
Точность слов

Как исправить преподавание истории: учить даты — то же самое, что учить формулы

История — одна из самых клёвых и интересных наук из существующих, а тем более — среди изучаемых в школе.

И, тем не менее, я думаю, мне будет очень сложно найти школьника, который согласился бы со мной.

История, как и литература, и география — один предметов, рождённых быть развлечением, приключением и радостью, но воплотивший исключительно мрачную пытку.

Впрочем, хватит о грустном. Как это исправить?

Реформа #1. Перестаём учить даты — начинаем учить истории

Будучи школьником — я обожал даты. Это была одна из моих любимых частей истории. Но, как показали школьные и последовавшие за ними годы — я в этом увлечении оказался более или менее одинок.

Дети ненавидят даты — и правильно делают.

Учить даты — то же самое, что учить формулы.

Конечно, к этому в школе тоже принуждают — но физики с математиками хотя бы по секрету сообщают, что настоящим физикам с математиками помнить формулы не обязательно — главное, уметь их применять. А все формулы всегда можно найти в справочнике.

Но я не встречал ни одного учителя истории, который сказал бы то же самое. Они сами-то в курсе?

Знание истории и знание дат — это разные вещи. Ребёнка можно заставить зазубрить даты — но это практически наверняка гарантирует, что эта информация в его голове если и останется после написания контрольных и сдачи экзаменов — то никогда не будет осмыслена, представляя cобой непонятную из слов и цифр.

Примерно как в одной истории, со мной случившейся, когда я познакомился с албанцем, ходившим в школу ещё в годы существования СССР. Тогда в албанских школах русский язык учился в качестве иностранного. В том числе, албанские дети заучивали наизусть и стихотворения.

И вот, больше 30 лет спустя, сильно взрослый, далеко за 40, албанец, который не мог уже связать и пары на русском — мы общались исключительно на ломаном английском — начинает мне декламировать стихотворение на русском. Практически без ошибок в произношении — и не имея ни малейшего представления, что именно он произносит.

Вот это — лучшее, что может нам предложить современная школа.

Хотя исправить это не очень сложно: нужно всего лишь поменять местами дату и событие.

Проверка знаний должна выглядеть так:

  • Учитель даёт описание события. В формулировке должно быть 2-3 зацепки.
  • Ученик, опираясь на них, пытается определить эпоху, место, временной интервал.
  • Это можно превратить в викторину: скажем, если с первой попытки он верно определяет столетие, то получает бесплатную подсказку. Если ошибается — то подсказка за штрафной балл, который надо будет отыграть в дальнейшем.
  • Максимальный балл должен засчитываться не за точно определённый год, а попадание в минимально возможный интервал, до которого можно дойти через уточняющие вопросы.

Как это работает

В одну из таких игр, я должен был угадать, когда произошло какое-то незначительное сражение из римской истории. У меня было, по большому счёту, 2-3 детали, включая название поселения и догадку о его расположении в северной части Галлии.

Этого было достаточно, чтобы сократить диапазон угадывания сразу до 10 лет — к счастью, римляне завоёвали Галлию целиком всего однажды.

Можно ли логически сократить этот период? Теоретически. Внутри десятилетия есть только одно заметное событие, которое можно использовать для дробления периода надвое: битва при Алезии.

Следующим ориентиром было расположение названного местечка. Поскольку речь шла о севере Галлии, я предположил, что оно было захвачено уже после победы при Алезии — это сократило возможный период до трёх лет — с 52 по 49 года до н.э. Это можно считать аналогом десятки на мишени: если ученик попадает в эти три года или любой другой интервал, который для его возраста и знакомства с предметом будет уместен как отличный результат — то он получает максимальный балл.

Главное тут не дата как таковая, а владение логикой, понимание логики истории и самое общее знакомство с ходом истории — хотя бы на уровне представлений о том, кто раньше существовал: Римская империя или Византийская?

Иными словами, чтобы начать проверять знания по-новому: не то, как даты были вызубрены, а то, насколько ученик точно может попасть в нужную историческую эпоху — нужно будет поменять и порядок обучения.

В истории надо видеть не только почему так произошло, но и почему не произошло никак иначе

Если вы видите в прошлом какие-то поворотные моменты, когда всё могло бы пойти иначе — значит, вы не видите ту часть слагаемых, которые не оставили никаких «иначе». Но сумму-то вы их видите. Если отмотать историю на годик и перезапустить снова, то результат не изменится. Слагаемые-то все на местах. Чтобы её поменять — надо пошуровать в прошлом, одних придержать, других пришпорить — применить, так сказать, немножко ручного управления к истории.

Но, к счастью, с историей так не работает — зато можно работать со своими иллюзиями. Потому что если вам кажется, что история где-то ошиблась — тут одно из двух.

Причём, история-то, может, и ошиблась. Проблема в том, что ошибка истории попала в историю — и стала каноном. И нам с ним жить.

Подумал ещё, что с историей вообще ничего не поделать — ни перепишешь, не исправишь, не поправишь, потому что все эти операции — это операции над представлением об истории. То есть, картинкой в голове. Потому что физически-то никакой истории не существует. Той реальности нет, настоящее утилизирует прошлое без остатка — та же вселенная, тот же комплект материи и энергии, то узор меняется. А всё остальное — попытки запомнить, додумать, дополнить прошлые вариации узоров.