В 2015-2016 году у нас с другом детства возникла идея открыть кузовной цех.
У меня появилось свободное время. Рекламный сезон подходил к концу, оставалась мелкая рутина.
А друг устал от стрессовой работы, он продавал немецкое медицинское оборудование.
Он уволился, а я освободился.
⠀
Поделили обязанности. Я отвечал за маркетинг – рекламу, продажи, друг – за производство, административные вопросы.
⠀
Всё вроде бы продумали, написали бизнес-план, подготовили упаковку. Почти месяц искали помещение. Нашли партнеров по B2B с хорошими объемами.
⠀
Договорились взять в партнеры местного умельца, который не раз очень качественно ремонтировал кузова другу и его знакомым.
Это было важно. Вечная нехватка квалифицированных кадров - огромная боль Астаны.
⠀
Но с самого начала всё пошло не так.
⠀
Умелец оказался неконкретным,первую неделю кормил завтраками, вторую перестал брать трубку, потом начались болезни жены, детей, и т.д. Ну вы знаете, если работали с фрилансерами или ремонтниками, песни у всех похожи.
Время шло, срок аренды тоже, деньги утекали.
⠀
Так как подобных ситуаций у нас не было в жизни и головы горячие, решили действовать.
Набрали в штат кузовщиков с OLX. Естественно, мы не спрашивали, где они до этого работали и не звонили предыдущим работодателям. Дали тестовое задание, проверили качество и успокоились. Как потом выяснится, зря.
⠀
Запустились и тут начали появляться вопросы, проблемы и подводные камни:
⠀
Где сделать хорошую колеровку? 5 мест оббегали, в итоге в самом дорогом месте начали делать.
⠀
Где брать запчасти? Прошерстили кучу сайтов, прозвонили всех знакомых. В итоге сформировали минимальную базу поставщиков, но кто-то доставлял, а кто-то кидал.
⠀
С B2B оказалось еще сложнее. Есть специальный софт, который по своим критериям считает объем работ. Но оказалось, что нам так не выгодно работать.
Своего эвакуатора у нас не было, а заказывать на стороне дорого.
⠀
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! Начались возвраты. Кузовщик работает на процент, в его интересах удешевить максимально стоимость ремонта. Принести чеки, выбитые неизвестно где, а самому закупить дешевые материалы.
⠀
В общем работники лоховали нас по полной, доверчивых пацанов. Наделав тяп-ляп заказов, они с приличной суммой просто пропадали.
А недовольные клиенты возвращались. И мы переделывали им заказ снова, но уже полностью за свои деньги. Того кузовщика, который делал в первый раз, уже нет, а другой бесплатно ничего делать не будет. И вот в таком замкнутом круге мы просуществовали 3 месяца.
⠀
На старте потратили 2 000 000 тенге. В процессе все оборотные и вложенные деньги потеряли.
⠀
К середине третьего месяца долг был около 4 500 000 тенге. На этом мы решили всё прекратить. Вернули заказчикам деньги, оплатили последний месяц аренды и заморозили бизнес. Итог: - 5 500 000 тенге
⠀
В таком плачевном состоянии мы продали бизнес за 500 000 тенге. И еще пол года я возвращал оставшиеся 5 000 000 тенге.
Про это в следующих постах
⠀
Из этой ситуации я сделал вывод:
🔻не берись за бизнес, если у тебя в нём нет профессиональных компетенций,
🔻проверяй максимально дотошно каждого сотрудника,
🔻умей во время остановиться.
Всех с днем финансиста 😉