Мир шаг за шагом сползает в эпоху глобальных торговых войн. Их инициаторами, как известно, выступают США.
Вашингтон поднял на 25% импортные пошлины на сталь, поставляемую практически из всех стран, включая американского союзника – Евросоюз. На алюминий – на 10%. Заградительные ставки ввели и против китайских товаров на сумму в $260 млрд что составляет половину экспорта Поднебесной в Америку. Президент Дональд Трамп при этом грозит продолжить натиск и обложить повышенными пошлинами все китайское, пока Пекин не снизит свои таможенные барьеры и не прекратит привлекать американские технологии с нарушениями прав на интеллектуальную собственность.
Американские санкции против России и Ирана также являются частью глобальной торговой войны. И хотя многие эксперты утверждают, что до настоящего столкновения еще далеко, либо его вообще не будет, так как Трамп, добившись своих определенных целей, остановится на достигнутом. Однако мировая торговля в этом году сбавила темпы роста, и проблемы будут нарастать. Прежде всего из-за того, что сдает позиции одна из крупнейших и авторитетных мировых организаций – Всемирная торговая организация (ВТО).
На недавно прошедшем саммите стран АТЭС в Папуа-Новой Гвинее, в котором участвовала и Россия, планировалось договориться хотя бы в самих узких рамках о реформировании ВТО. Попытка полностью провалилась – заключительное коммюнике до сих пор не опубликовано, но уже известно, что пунктов о ВТО там нет. Слишком разошлись позиции китайского лидера Си Цзинпина и американского вице-президента Майкла Пенса, пообещавшего вслед за Трампом новые заградительные пошлины Пекину. На предстоящем саммите G20 в Буэнос-Айресе, где на 30 ноября намечена встреча Владимира Путина и Дональда Трампа, так же вряд ли будет достигнут взаимоприемлемый компромисс. ВТО, как считают большинство экспертов, находится на грани если не роспуска, то полной импотенции.
Системный кризис
Участниками ВТО сейчас являются 164 государства. В момент создания в 1994 году (организация была учреждена на базе Генерального соглашения о тарифах и торговли – ГАТТ) их насчитывалось почти в два раза меньше. Уже само по себе удвоение состава организации в относительно короткие сроки не могло не вызвать сложностей при достижении взаимоприемлемых решений. К тому же страны, которые вступали в ВТО позже остальных, получали менее выгодные для внутреннего рынка условия. Киргизии, которая присоединилась к ВТО значительно раньше России – еще в конце 1990-х годов, пришлось снизить все импортные пошлины до 10%, а Украине в 2008-м – обнулить их значительную часть. Индия, страна-учредитель ВТО, свой рынок защищает значительно серьезнее – так, ввоз иномарок туда практически запрещен.
И самое главное: в 1990-е и в начале «нулевых» ВТО управлялось фактически представителями немногочисленных и самых развитых государств мира – США, ЕС, Канады, Японии, Австралии. Достичь согласия в таком узком составе было не так уж трудно, а для усиления своих позиций ведущие государства, естественно, использовали и своих сателлитов. Так, все 17 лет, когда шли переговоры о вступлении России в ВТО, американцы зачастую подталкивали к затягиванию переговоров Грузию, которая оказалась в организации.
Но к настоящему времени ситуация коренным образом изменилась. Количество основных игроков в ВТО существенно выросло, противоречия становятся все жестче. Они нарастают в том числе из-за ключевого организационного принципа – все решения принимаются на основе консенсуса, как это делается во многих международных структурах. И это оправдано: сильные страны и их коалиции не могут навязывать свой корыстный интерес слабым. Но сейчас этот принцип, когда членов ВТО раздирают полярные интересы (достаточно вспомнить схватку Китая и США), блокирует любые конкретные решения и договоренности – за последние 15 лет в ВТО принято всего три соглашения, и то по второстепенным вопросам…
Как выбраться из этого тупика, никто не знает. Схожие проблемы раздирают и Совет Безопасности ООН. Право вето постоянных членов этой самой авторитетной международной структуры практически на всем протяжении ее существования блокирует принятие решений, которые могли бы исправить опасную ситуацию.
Западные страны, и прежде всего США, пытаются реформировать ООН, отказавшись от права вето. Россия и Китай, естественно, против. Но в рамках ВТО даже ближайшие союзники Америки не готовы отказаться от принципа консенсуса. В общем – системных решений нет.
Есть еще один управленческий принцип, вначале игравший исключительно положительную роль: «Ничего не договорено, пока не договорено все». В настоящее время он превратился в тормоз: то или иное сформулированное соглашение по тому или иному кругу товаров или услуг окончательно не принимается, а дополняется все новыми и новыми разделами по другому кругу товаров. И так – до бесконечности. Попытки выйти из этого замкнутого круга, конечно, предпринимаются, но не сообща, а сепаратно. Так, недавно в Канаде собрались торговые представители 10 развитых стран, но ни США, ни Китай туда не пригласили. Проблемы «десятки» оказались в тени торговых гигантов.
В результате вопрос о том, как модернизировать механизм выработки и принятия взаимоприемлемых решений, остается нерешенным.
Геополитический капкан
Система разрешения торговых споров в ВТО также дает сбой. Если в лучшие времена иски «обиженных» стран рассматривались арбитрами 1,5–2 года, то сейчас – 5–6. Так что в ЕС, Китае и России зря надеются на скорое разрешение тарифного спора по стали и алюминию.
Причин торможения арбитражного производства несколько. Работать в аппарате организации, вступившей в период разногласий между ключевыми ее членами, стало непрестижно. Специалисты высокой квалификации увольняются, а число споров, наоборот, растет. В результате затягивается и время их рассмотрения, и качество принятых решений.
Увеличивается и цена вопроса. Адвокатские фирмы, которых нанимают истцы и ответчики, искусственно затягивают сроки рассмотрения дел в арбитражах ВТО, так как их труд оплачивается по часам. Но даже если «тройка» арбитров вынесет свой приговор, дело на этом, как правило, не заканчивается. В последнее время проигравшие стороны все чаще подают на апелляцию. Ушло в прошлое, когда американские компании, уличенные в нарушениях экспортно-импортных правил ВТО, спокойно заплатили европейским коллегам $4 млрд штрафов.
Апелляционная комиссия ВТО должна состоять из семи человек. Но за последнее время из комиссии по разным причинам выбыло трое членов. Уйдет четвертый – комиссия прекратит работу. Но США и еще ряд стран всячески бойкотируют довыборы в апелляционную комиссию. Вашингтону, как указывают сотрудники аппарата ВТО, выгодно дестабилизировать отлаженный ранее механизм торговых споров, так как шансов отбиться от исков России, ЕС и Китая по импортным «металлическим» пошлинам у него практически нет.
На первый взгляд, речь в последнем случае идет о технических проблемах. Но только на первый. Фактически США заводят ВТО в геополитический тупик. В Вашингтоне намерены, скорее всего, реформировать ВТО таким образом, чтобы обеспечить себе в этой организации лидирующую роль. Однако против этого настроен Китай, правительство которого обещало в ближайшее время представить свой план реорганизации всемирного торгового клуба.
Россия уже обозначила свое видение усовершенствования ВТО. Прежде всего, речь идет об отладке механизма торговых споров. Акты по их разрешению должны выполняться в срок.
Директор департамента торговых переговоров Максим Медведков в интервью ТАСС уточнил другие направления реформы ВТО: «Направлений для реформ много – например, исполнение обязательств. Получается, что одни страны открыты для контроля, а другие предпочитают действовать “в тени”. И чтобы вытащить их из этой “тени”, необходимы серьезные дипломатические и аналитические усилия».
Однако эти усилия не дают должного результата. ВТО продолжает скатываться в болото не исполняемых сильными мира сего обязательств и не может противостоять эскалации торговых войн.