Найти тему

ОТКУДА «БЕРУТСЯ» АУДИТОРЫ и ЧЕМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ АУДИТОРСКИЕ «ОГОВОРКИ»

(Отчетность зарубежных компаний, продолжение)

Однажды один из наших клиентов, недовольный результатами проведенной аудиторской проверки, с нескрываемым раздражением написал мне:

- Откуда берутся аудиторы? Может в следующий раз взять других, более вменяемых? А этих предупредить, что если они будут так действовать, то они потеряют нас в качестве своих клиентов.

Надо сказать, что, исходя из моей личной практики, данный клиент был не одинок. Очень многие, даже после нескольких лет долгих и изнурительных аудиторских проверок своих компаний, перекрестных вопросов и ответов друг другу, совершенно не понимали, ни в чем смыл аудита, ни кто такие аудиторы, ни уж тем более - откуда они «берутся» и «сваливаются» на их многострадальную голову…

И все это зачастую происходит из-за того, что у клиента складывается неправильное, но весьма стойкое ощущение, что аудитор - это всего-навсего нанятый им зарубежный бухгалтер, знающий правила международных финансовых стандартов, и который просто обязан «слепить» баланс из предоставленных ему документов, по заказу клиента. И в связи с этим клиент имеет право диктовать свои условия, и требовать составления любой, «нужной» клиенту отчетности.

То, что аудитор – это независимое юридическое лицо, которое в соответствии с выданной ему лицензией уполномочено произвести беспристрастную проверку и сделать свои собственные выводы в заключении по поводу эффективности работы компании, да еще и за клиентские денежки, как-то даже и не приходит некоторым владельцам компаний в голову. Ну, не укладывается это в нашем российском менталитете, и все тут! «Я ж ему заплатил…, а он (далее могут идти прямо-таки нелестные в адрес аудитора эпитеты и выражения…) еще и налоги какие-то насчитал…. Ну, нет у меня никаких документов, пусть делает отчетность, как хочет… Пусть не лезет не в свое дело…», - не раз приходилось и приходится по сей день читать в сообщениях некоторых клиентов, которые требуют сменить или даже наказать своего ревизора.

На мой взгляд, именно в этом «заплатил» и кроется непонимание и ключ к разгадке. Ведь мы в России никогда сами не платим за проведение каких-либо проверок российских предприятий, а зарубежом – это вполне устоявшаяся норма, так как за потраченное время проверяющему лицу нужно обязательно заплатить, вне зависимости от того, согласен ли ты с результатами проверки или нет. Вот такой вот с нашей, российской, точки зрения парадокс…

Второй парадокс – аудитор и бухгалтер - совсем не одно и тоже, и, это как правило, 2 разных специалиста с разными функциями и задачами. Хотя в небольших аудиторских компания функция бухгалтер и аудитора может быть совмещена в лице одного человека.

Кто такой бухгалтер, и что он делает, нам всем хорошо известно, поэтому сегодня речь пойдет именно об аудите и аудиторах, и кто же они такие на самом деле.

К сожалению, мы не всегда понимаем, что зарубежный аудит – это по сути и есть налоговая камеральная проверка, только не со стороны зарубежной налоговой инспекции, которая в силу определенных причин не может сама проверить иностранную компанию, а со стороны независимого аудитора, которому даны эти права, и которого в свою очередь проверяет местная налоговая инспекция.

Поэтому аудитор – должен: а) обязательно быть резидентом, б) досконально знать налоговое законодательство своей страны (в каждой юрисдикции есть свои тонкости и «заморочки», и единства по этому вопросу нет даже в ЕС), в) действовать в интересах своей страны, одновременно представляя и интересы заказчика, т.е. компании, которая тоже является резидентной и обязана быть добросовестным налогоплательщиком своей страны. Надеюсь, звучит не слишком заумно и пафосно?

Чтобы было более понятно, формула взаимодействия резидентных юрлиц в любой стране выглядит следующим образом:

Иностранная компания (Кипр)- Аудитор (Кипр)- Налоговая инспекция(Кипр) = резиденты Кипра, и каждый со своей стороны обязан всячески содействовать процветанию Кипра, а не только благосостоянию российского владельца компании (как бы нам всем этого ни хотелось…).

Поэтому еще раз подчеркиваю, что аудитор должен быть независимым и обязательно местным, то есть иными словами - нельзя привлечь к работе «своего» аудитора из России или какой-то другой страны, каким бы прекрасным специалистом он ни был, и нельзя самому аудировать (проверять) компанию, даже если Вы сами в прошлом долгие годы работали аудитором, и как Вам кажется, знаете лучше нанятого резидентного.

Поскольку, как мы уже выяснили, бухгалтер и аудитор - это 2 разных специалиста, то соответственно подготовка бухгалтерской\финансовой отчетности и проведение аудита – 2 разных процесса.

Аудит- это некая процедура, проверка и анализ уже подготовленной финансовой отчетности, а аудитор – по сути своей ревизор, если хотите, даже в некотором роде «финансовый следователь», который проверяет (аудирует) отчетность, сделанную бухгалтером. Но не правильность ее составления или компетентность бухгалтера, а корректность ведения бизнеса самой компанией, легитимность подписанных контрактов, соответствие их законодательству страны регистрации, экономическую целесообразность их подписания.

Аудитор оценивает финансовые, налоговые, инвестиционные и др. риски компании, структуру доходов и расходов компании, выступая в роли некоего аналитика компании. И в этом плане его функции даже существенно шире, чем у налоговой инспекции. Ведь не случайно западные партнеры, прежде чем заключить крупную сделку с вашей компанией, внимательно изучают ее отчетность и выводы, сделанные аудитором. Те, кто используют свои зарубежные компании в серьезном бизнесе (в прямом смысле этого слова) наверняка не раз сталкивались с требованиями контрагентов провести предварительно аудит вашей компании, даже если аудит не требуется согласно законодательству по месту регистрации компании.

И наконец, аудитор рассчитывает налогооблагаемую базу, налоги, составляет аудиторское заключение об эффективности работы компании в целом и, только потом выпускает аудированную отчетность компании. Если у компании нет дохода, завышенные и необоснованные расходы, и она не платит налоги в бюджет своей страны, то аудитор сделает соответствующие негативные «выводы», и теперь уже в ваш адрес… Сухим юридическим языком он напишет, что менеджмент компании работает неэффективно, довел компанию «до ручки», да еще и взыщет налоги с убытка или упущенной, по мнению аудитора выгоды. А если Вы начнете с ним спорить, то откажется подписывать заключение или сделает все возможное, чтобы найти скрытые доходы и неиспользованные резервы, чтобы дополнительные налоги взыскать, при чем для вашей же «пользы» ….

Но и это еще не все…Прежде, чем сделать окончательные выводы и подписать свое заключение, аудитор еще раз тщательно проверяет достоверность информации, предоставленной клиентом, делает независимый запрос в банки о подтверждении данных банковских выписок, просит предоставить отчетность дочерних компаний, а также партнеров компании письменно подтвердить кредиторскую и дебиторскую задолженности.

При отсутствии подобной информации, аудитор может сделать в заключении так называемую «аудиторскую оговорку» - audit qualification. По-русски звучит не очень благозвучно, и для клиента не всегда бывает понятно – дескать аудитор оговорился, т.е. ошибся? На самом деле никакой ошибки нет, аудитор таким дает оценку (высказывает свое частное мнение) в заключении по конкретному аспекту деятельности компании, т.е. делает специальную квалификационную оговорку.

Например, если по мнению аудитора компания выдала крупные суммы займов под низкий процент, существенно ниже рыночного, да еще неблагонадежному партнеру, который годами не возвращает этот займ…, а штрафы в договоре не предусмотрены, то аудитор может отметить, что менеджмент компании разбазаривает средства, финансовые риски компании повышенные. И другой солидный партнер, с которым вы планируете заключить контракт, заметив подобную оговорку в отчетности компании, просто откажется иметь с вами дело.

При наличии любой аудиторской оговорки, сделанной в заключении, банк вправе оказать клиенту в кредите или открытии банковского счета.

Так откуда же все-таки «берутся» эти «зловредные» аудиторы? Как с ними «бороться», вернее, как правильно построить с ними взаимодействие, и как избежать аудиторских оговорок? Об этом, дабы не утомлять читателя обилием информации, расскажу в следующий раз…

Ведущий менеджер- консультант по отчетности, налогам и аудиту
Лидия Гладышевская
Hill Consulting

https://www.hill.ru/services/