4.
Из зоопарка Черныш пришел на другой день к вечеру, Кричал он уже не как в первый свой приход, а требовательно, сердито, требуя объяснения за что, за что его выставили в какое-то другое жилище.
-Так, и где же ты его оставил? – спросила хозяйка, мужа.
-Я? Мы ему и еды наложили, и одеяло старое постелили. Я не знаю, почему он сбежал.
- И "обмыли" его переезд?
-Я бы на его месте ни за что сюда не вернулся. Пилишь и пилишь! Мало мне забот еще с твоими котами возись!
-Ты обещал, что определишь его куда-нибудь.
-Ладно, в выходные отвезу его к знакомым на другой конец города. Там то же частные дома. Там мой армейский друг живет, давно не виделись.
-Почему я о нем не слышала?
-Не хочешь, чтоб ездил, тогда слушай своих котов.
Черныш, кроме криков своих, особых забот не доставлял. С Афонасием они ладили, и несколько дней еще Черныш обследовал сад и все старался как-нибудь заглянуть хозяйке в глаза, все ждал, когда она погладит его за ухом, как Афонасия.
В выходные хозяин взял сумку с Чернышом, предвкушая хорошую компанию, довольный, отправился из дома.
Черныша не было слышно целых две недели. Про него начали забывать, когда, вернувшись с работы, в один из дней, хозяйке показался очень знакомым отдаленный кошачий вопль.
-Послушай, это же опять он! – обратилась она к мужу.
- Совсем ты не в себе со своими котами. Откуда ему быть?
-Это я хочу спросить у тебя!
-Опять! Покоя нет никакого…
-Да, ты посмотри!
И правда – вдоль дальнего забора, по направлению к старой груше, среди кустов малины пробирался черный, орущий во всю кошачью глотку Черныш. Он кричал о том, что наконец-то добрался до дома, что ему пришлось пройти через весь город с его автострадами, собаками, что он преодолел все страхи, которые поджидают котов на каждом углу, и он пришел!
В дом он вошел по-хозяйски, оттеснил Афонасия от миски, потребовал добавки и потом занял стул.
-Так, - сказал хозяин,- я сделал все, что мог и ко мне больше никаких претензий не предъявляй. Он мешает тебе, ты его и пристраивай.
Хозяйка задумалась. Ей было не понятно, как маленький кот, почти котенок, проживший в доме всего несколько дней, смог найти дорогу обратно. И почему он не отводит взгляд, когда она на него смотрит? Ведь кошки и коты не любят смотреть в глаза человеку, это известно. Глаза их, при таком взгляде, начинают закрываться, зрачки сужаются.
-Ладно, - подумала она,- все равно его нужно куда-нибудь пристроить.
А Черныш решил, что сделает все, что бы заслужить любовь хозяйки, только пусть она посмотрит в его глаза и накормит, и почешет за ушком или просто погладит.
Но хозяйка не понимала его языка. Она слышала только одно лишь М-а-а-я-я-а-у-а!
И Черныш решил приступить к делу. Любовь, понял он, надо доказывать. Она – хозяйка, должна понять, как он ей дорожит. И на следующую ночь, отдохнув с дороги, он принес на порог первую свою добычу – огромную серую крысу.
Нельзя сказать, что хозяйка была изнеженной женщиной, но, увидев такой подарок, она от неожиданности, закричала не хуже самого Черныша. Только у нее не получилось красивого М-а-а-я-у! А только:
-О-а!
-Что кричишь - это тебе подарок! – правильно понял ситуацию хозяин, – Я ее еще ночью увидел.
-И не убрал?
-Зачем? Посмотри сама, оцени!
-Это Афоня, наверное. Черныш еще маленький.
Тогда Черныш решил, что подарки надо вручать лично. И поймав самую огромную крысу, рискуя жизнью в прямом смысле слова, еле-еле справившись с грозным противником, а потом, протащив ее из зоопарка не один десяток метров, он появился на пороге перед хозяйкой, как раз в тот момент, когда она собиралась выходить на работу. Крыса была действительно огромной, одна только серая веревка хвоста чего стоила. Черныш еле удерживал в зубах туловище со свисающей головой, а пасть ее напоминала пасть акулы. Черныш ждал благодарности и восторгов, но услышал крик.
-Что за гадость ты тащишь в дом! Вынеси!
Куда вынеси? Что вынеси? Это?! - Черныш растерялся.
И, не зная как поступить, рванулся к старому кухонному шкафу и кое-как протиснулся под него со своим трофеем.
-Двигай! – теперь уже хозяину закричала хозяйка.
-Что двигай?! Чокнулась что ли, я опаздываю на работу!
-Отодвинь шкаф! Нельзя же оставлять ее там!
-Позови кого-нибудь другого, вон соседа, а я с ума не сошел из-за крыс на работу не ходить.
Черныш, не высовываясь из-под шкафа, судорожно думал, что же происходит? Когда отодвинули шкаф, и сосед завернул, с таким трудом доставшуюся ему, добычу, то он потерял дар кошачьей речи.
Хозяйка, закрыв дверь и спускаясь с крыльца, все еще продолжала говорить громко и непонятно о чем, а Черныш только смотрел на нее недоуменно, и такое удивление стояло в его глазах, что хозяйка вдруг замолчала. Она споткнулась о его взгляд, настолько он был осмысленным и выразительным.
По дороге на работу она невольно встряхивала головой, чтобы отвести от себя мысли о том, что взгляд кота был почти человеческим.
-Только разговаривать не умеет,- подумала она, - но какой необычный котяра! Нельзя не уважать такого. Куда же его определить на жительство? Пожалуй, знаю. Точно! В деревню к нашей молодой лаборантке. Сама девушка замечательная, умница, а главное у них там хорошее хозяйство. Отец, оставив все за границами СНГ – и огромную квартиру и шикарную дачу на берегу озера Иссык-Куль, в глубине российской сумел построить хороший дом и хозяйство завести крепкое. Сам молодец и дети хорошие.
Несколько дней подряд хозяйка описывала девушке достоинства Черныша. Хвалила его как послушного, умного, а главное такого замечательного крысолова и, в конце концов, сказала:
-Я тебе его дарю! Конечно нужно, что бы ты оставила за него монету, а то он может не прижиться.
Девушка была очень скромной и сначала отнекивалась, и пыталась возразить, но она родилась в Азии, где не принято отказываться от подарков и возражать даже самому маленькому начальству. И она, вздохнув глубоко, сказала:
-Ладно! Я передам родителям, что это Ваш подарок. Я назову его Маркиз, ведь он черный, как во фраке.
-Но без манишки,- пыталась возразить хозяйка.
-Все равно, я так хочу.
Так пришло к нему третье его имя – Маркиз.
Когда девушка собралась на праздники ехать домой, хозяйка провожала их до остановки автобуса. На удивление спокойно вел себя на руках у девушки бывший Певец, бывший Черныш, а теперь Маркиз. От хозяйки он отворачивался, будто не хотел на прощание посмотреть в глаза. Будто всем видом хотел показать, что не прощает ей ни ее глупости, ни ее предательства, ее неспособности оценить самые глубокие чувства.
-Вот монета, - сказала на прощанье девушка и протянула новенькие пять рублей,- храните, ее пока он не приживется у нас.
5.
Он прижился на новом месте. Когда девушка приезжала от родителей, то подробно рассказывала о нем, отвечая на все вопросы бывшей его хозяйки. Ему повезло. Его крики никого не раздражали и не удивляли, а его способности крысолова были оценены очень высоко. Его даже передавали, по просьбе, в другие дома, что бы навести порядок в амбарах и сараях соседей. В одном из домов он перестарался и сьел любимого попугая хозяев. Но его никто не вздумал наказывать. Попугай создание в хозяйстве бесполезное, а такой кот очень ценное приобретение и его оставили в том доме в качестве компенсации за моральный ущерб.
К хорошему привыкают быстро. Прошлое отпускает постепенно, но неизбежно. Стираются его очертания, события теряют свое значение, как бы поглощаясь сумерками.
Прошло не много не мало времени и в один из вечеров повзрослевший, выросший до большого кота с блестящей шерстью, Маркиз, лежал на крыльце большого дома и смотрел как на двор и дом опускается летняя темнота.
Странно устроены люди, - думал Маркиз, - вот мои здешние хозяева и не придираются, и хвалят за работу, и сметаной угощают, а я вовсе не стараюсь понравиться, даже ничуть не ищу их любви и ласки. А та, кого я так любил, для которой готов был поймать луну, был бы только у нее крысиный хвост? Она! Так смотрела в глаза, будто и впрямь что-то могла понять в настоящих чувствах.
На что похожа луна? Глупости, пойду - ка проверю все ли в порядке.
6.
А в это время бывшая хозяйка держала в руке монету и, поглядывая на необычно яркую луну, досаждала разговорами хозяину.
-Странно устроено, почему в полнолуние бывает так неспокойно на душе? - обратилась она к нему.
-Делать тебе нечего,- ответил тот, перелистывая страницу книги, - возьми книжку и почитай что-нибудь.
Сам он читал исключительно только детективы и военные мемуары. Про все остальные жанры говорил только одно, что, мол, пишут ерунду всякую, а надо бы про жизнь, а для него это означило - про войну.
- Нет, правда, на что похожа луна?
И сама себе отвечала:
-На блестящую монету. Наверное, люди и монеты чеканили золотые потому, что солнце, как золото, а серебряные, глядя на луну. А если монету поставить ребром, то получится щелочка зрачка кошачьего глаза.
-Да уймись ты! Что с тобой сегодня?
А потом задал свой традиционный вопрос – словесная игра у них была такая, как разминка перед началом очередного спора.
-Тебе сколько лет?
-Семнадцать,- как обычно отвечала она.
-А я думал, ты у меня семнадцатого года.
-Ну, и что? Зато я всегда буду в сто раз красивее тебя.
-А кто спорит?
Спорить дальше ей не хотелось. Она положила монету в шкатулку, где хранила свои кольца и серьги.
Никто, из знающих эту семью, не мог понять, как могут уживаться такие разные люди под одной крышей. И никто не догадался, что однажды, она увидела в его глазах что-то такое – и восторг, и нежность и то, что во все времена называли просто любовью.
КОНЕЦ
Автор Корчагина Ольга Васильевна