Найти тему
Мария Григорян

Дети и суицид...

Одна из самых непростых тем для меня, надо признать. И больше всего в ней мне откликается подростковый суицид. Тема, важная для меня не только как для специалиста, но и болезненная для меня как для матери.

Что должно происходить с ребенком, чтобы он сделал такой выбор?. Чего ему должно так отчаянно не хватать?.

Вопросы для меня без точных ответов. Пока, а может никогда их и не будет точных..

Но одно я предполагаю. Нет у этого ребенка таких отношений с родителями, когда он может прийти и поделиться тем, что с ним происходит. Поделиться - и быть услышанным.

Когда это закладывается? То, что он начинает понимать, что приходить и делиться бесполезно. Все равно не услышат.

Когда он плачет в кроватке, а мама не идет? А мама, на самом деле, плачет за стенкой от боли за плач ребенка, но в книжке ей сказали, что для блага ее же ребенка важно приучить его спать самостоятельно?

Когда он плачет о сломанной машинке, а мама говорит - брось, что за ерунда, купим новую? Когда он говорит, что боится монстров, а мама говорит - брось, что за ерунда, монстров не существует?

Когда он говорит, что его обижают в саду, а мама говорит - а МарьИванна сказала, что это ты всех обижаешь! И я ей верю больше, чем тебе, ведь ты мне все время врешь!

И вот таких "мелочей" много.. И когда это случится - что они накопятся, и ребенок поймет, что его не слушают, не слышат, ему не верят, а его чувства не считают важными и не дают им права на существование?

Нет ответа на этот вопрос..

Но можно делать что-то, чтоб свести риски к минимуму. И это - не так сложно.

Интересоваться. Слушать. Слышать. Слышать то, что ребенку важно, а не то, что хочется услышать, или то, что правильно. Принимать. Принимать ребенка целиком, такого, какой есть - чересчур застенчивый, чересчур активный, чересчур капризный - любого "чересчур". Принимать и признавать его чувства. Все его чувства, даже не одобряемые обществом - злость, страх, гнев, боль, ярость.

Думаю, как-то так..