Найти тему
История и Наука

Удивительное искусство Османской империи XVI века

В XVI веке при Сулеймане Великолепном его дворец стал не только центром управления, но и художественным центром империи. В императорских художественных мастерских творили величайшие художники той эпохи. Они увековечили старые изобразительные традиции, а также создали новые стили, темы и мотивы декоративного искусства, послужившие образцом для ремесленников Империи. Вот почему рукописи, богато иллюстрированные и переплетённые в Стамбуле, чудесные шёлковые ткани, вышитые золотом и серебром в Бруссе, знаменитые керамические изделия, созданные в Изнике, и шёлковые ковры так богаты декоративными украшениями и узорами.

Среди драгоценных предметов в дворце Топкапы был и этот кувшинчик, отделанный золотом, украшенный горным хрусталём, рубинами и изумрудами. Ручка выполнена в форме головы дракона.
Среди драгоценных предметов в дворце Топкапы был и этот кувшинчик, отделанный золотом, украшенный горным хрусталём, рубинами и изумрудами. Ручка выполнена в форме головы дракона.

Мастера золотых и серебряных изделий, а также шлифовальщики драгоценных камней искали вдохновение в этих же моделях. Драгоценности, праздничное оружие и предметы роскоши - кувшины для воды, кубки, письменные приборы, шкатулки и др. - всё это свидетельствует о высочайшем мастерстве тех, кто их сделал. Ремесленники гравировали золото и серебро, обтачивали горный хрусталь, слоновую кость, нефрит, инкрустировали их рубинами, бирюзой и изумрудами. Молодые пажи султана впитали в себя атмосферу роскоши, в которой они выросли. Позднее, получив ранг губернаторов, они старались внедрить в Буде, Дамаске или Каире всё то, что было распространено в Стамбуле.

Кафтан (XVI век)
Кафтан (XVI век)
В декоративном искусстве наибольшей популярностью пользовались изображения цветочных узоров. Среди цветов чаще всего использовались тюльпаны, розы, гиацинты, маргаритки и пионы. Именно изображение этих цветов украшало изделия из керамики, а также лучшие ткани, использовавшиеся для шитья кафтанов, обивки мебели, подушек.

Стилистическое единство, вдохновлённое дворцовыми мастерами, - вот одна из отличительных черт османского искусства.

Керамическая дорожная фляга
Керамическая дорожная фляга
Керамическая лампа из мечети
Керамическая лампа из мечети

После взятия Константинополя необходимо было провести в городе восстановительные работы. Реконструкция, а также огромные финансовые ресурсы Османской империи способствовали рождению настоящего строительного бума в XVI веке. В Стамбуле было более 30 больших мечетей. Часто они строились на высоком месте и возвышались над деревянными жилыми постройками, окружавшими их. Они занимали большие площади, так как являлись частью архитектурного ансамбля религиозных или госпитальных построек. Так, в центре Сулеймании находились мечеть и кладбище, где были похоронены Сулейман и Роксолана. Окружают их менее высокие здания: четыре медресе ( религиозные университеты), госпиталь, приют, духовная школа и бани. Эти постройки содержались за счёт даров и подношений. Автором красивейших мечетей, таких как Сулеймания в Стамбуле, Селимия в Эдирне, был Синан, главный архитектор Сулеймана. Это пирамидальные строения с центрированным планом; расположенные ярусами помещения венчаются куполами. Внутреннее пространство пропитано лучам света, проникающими через многочисленные витражи. В некоторых мечетях, как, например, в мечети Рустал Паши, стены выложены мозаичной плиткой. Все эти строения служили образком для последующего поколения архитекторов, но никто из них не смог сравниться талантом с Синаном.

Мимар Синан родился в 1489 г. недалеко от Кайсери, в 1512 г. по системе "девширме" был отобран для отряда янычаров. В 1538 г. во время одной из военных кампаний он построил 2 моста, один из которых - через Дунай, чем заслужил особую похвалу Сулеймана.
Мимар Синан родился в 1489 г. недалеко от Кайсери, в 1512 г. по системе "девширме" был отобран для отряда янычаров. В 1538 г. во время одной из военных кампаний он построил 2 моста, один из которых - через Дунай, чем заслужил особую похвалу Сулеймана.

Сулеймания

По случаю обрезания своего сына Махмуда султан Мурад III приказал начать празднество, продолжавшееся 52 дня. Во время шествия группа архитекторов показала султану макет Сулеймании. Одновременно со строительством Сулеймании Синан разработал систему подвода воды, чтобы обеспечить ею все строения. По сети каналов, большей частью подземных, и водопроводов вода поступала из ближайших источников. Сановники имели право пользоваться этой системой при условии, что они вверх по течению добавят столько воды, сколько забрали её в нижней части. При Сулеймане Синан стал главным архитектором. Ему принадлежат заслуги в строительстве 30 больших мечетей, 300 маленьких медресе, мавзолеев, приютов, султанских бань в Стамбуле, знаменитых кухонь дворца Топкапы, мостов и водопроводов. Вершиной его творчества стала мечеть Селимия (1574) в Эдирне. Синан возродил османскую архитектуру и создал в ней классический стиль.

Макет дворца Топкапы
Макет дворца Топкапы

Коран

Переписка текстов Корана - святое занятие. В исламском мире каллиграфы почитались как самые уважаемые художники. Для письма они использовали стержни, выточенные из тростника. Они владели несколькими видами письма. Османские султаны повелевали выполнять множество копий Корана, которые затем оформляли в роскошные переплёты.

Переплёт, который мы видим, выполнен целиком из золота. Кроме того, он дополнен четырьмя узорчатыми пластинками, собранными гибкими шарнирами и украшенными нефритом, рубинами и изумрудами.
Переплёт, который мы видим, выполнен целиком из золота. Кроме того, он дополнен четырьмя узорчатыми пластинками, собранными гибкими шарнирами и украшенными нефритом, рубинами и изумрудами.
В Коране особенно первые страницы, фронтисписы, были раскрашены, небольшой иллюстрацией было отмечено начало каждой главы - суры.
В Коране особенно первые страницы, фронтисписы, были раскрашены, небольшой иллюстрацией было отмечено начало каждой главы - суры.

Читающий сидел на земле, поджав ноги, Коран располагался перед ним на низкой подставке, богато разукрашенной и инкрустированной слоновой костью.

Если Вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить;)

Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:

1. Легенды о завоеваниях Нового Света

2. Как коварная наложница стала женой султана?

3. Сулейман Великолепный. Битва при Мохаче

4. Микеланджело - непокорный и гениальный

5. Могучий Константинополь,"Королева всех городов"