«Народный дизайн от тёти Вали»
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Недавно нам случайно довелось поучаствовать в конкурсе на лучшую эмблему системы образования нашего городского округа. В мероприятии могли принять участие все желающие: взрослые и дети всех возрастов. Результат должен был появиться во всех учебных заведениях города, на документах управления образования и на форме школьников.
До этого мы принимали участие в конкурсах по разработке средств визуальной коммуникации парков, системы навигации и оповещения разных городов и т.д.. Наш опыт позволил сформировать собственное видение проблемы оформления и развития визуальных коммуникаций города, которая негативно сказывается на развитии городской инфраструктуры в целом.
В этой статье мы готовы поделиться своим опытом с людьми, а также компетентными представителями администрации. Мы лишний раз убедились, что к разработке системы визуальных коммуникаций нельзя привлекать людей далеких от этой сферы, а также некомпетентных специалистов, и чем это может грозить.
На первый взгляд, подобные конкурсы привлекают внимание горожан к развитию городских систем, демонстрируя прозрачность и открытость. Но зачастую руководство не понимает серьезность и сложность разработки тех или иных систем дизайна.
Для начала разберемся зачем нужен брендинг государственным учреждениям.
Средства визуальной коммуникации, в первую очередь, должны быть понятными и полезными для каждого человека. Это полноценный канал связи, используя который, возможно менять отношение поколений к важным социальным явлениям и процессам.
С чем у вас чаще всего ассоциируется государственная символика, будь то любое учреждение, задействованное в сфере услуг (образование, медицина, почта, система банковского обслуживания)?
Это не самый высокий уровень сервиса и эффективности, хотя сегодня государственные учреждения в нашей стране, в том числе и в регионах, выходят на новый уровень. Грамотно исправляя ситуацию, государственный аппарат обращается к помощи специалистов.
Сегодня мы можем видеть хорошие примеры, которые можно назвать удобными, красивыми и полезными: Мои Документы, Госуслуги, Парк Горького, ВДНХ и других объектов.
Разработанные профессионалами дизайн, сервисы, продукты позволяют не только заявить о себе, но и привлечь внимание общества. Таким образом, возрастает доверие и узнаваемость.
«Система визуальных идентификаторов — это инструмент построения полноценного взаимодействия с обществом».
Правильно используя этот инструмент, государственный аппарат может менять отношение поколений, повышая уровень социальной ответственности и качество жизни.
Формирование полноценного комплекса визуальной коммуникации — серьезный процесс, который имеет несколько этапов:
1 Полноценное исследование
2 Определение концепции
3 Разработка визуальных элементов
4 Формирование правил использования
5 Подготовка фирменных носителей
6 Авторский надзор исполнителя
Незнание специфики разработки, привлечение неквалифицированных специалистов и людей далеких от этой сферы приводит к некачественному результату. Стоит отметить, что зачастую из-за этих факторов перед участниками конкурсов ставят невыполнимые условия.
В нашей практике были случаи, когда на выполнение конкурсных заданий масштабного дизайна для города, отводилось от 2 до 7 дней. Произвести весь комплекс работ за это время не сможет даже большая команда профессионалов.
Такое отношение к разработке влекут за собой за собой негативные последствия в будущем:
1 Повторные финансовые и временные затраты на разработку и внедрение новых идентификаторов, так как неэффективный дизайн выявляется достаточно быстро.
2 Снижение лояльности населения и социальной активности, в том числе в отношении агитационных кампаний со стороны администрации.Нарушение коммуникации.
3 Важные социальные послания преподносятся гражданам в неподобающей форме, не воспринимаются и отторгаются населением.
Одна из причин сложившейся сегодня ситуации — это нехватка специалистов в государственных учреждениях, которые могут оценить сложность и качество выполненных работ в сфере дизайна, поэтому их необходимо привлекать извне, сотрудничать с дизайн-агентствами, эффективно решая задачи развития регионов, городской среды и муниципальных учреждений.