ICBC- это монопольный автостраховщик в Британской Колумбии, правительственная некоммерческая организация, они же занимаются выдачей лицензий на управление всякими транспортными средствами. В BC можно 90 дней после приезда водить по правам другой страны/провинции. После этого надо сдавать и теорию, и "практику".
Если переход с прав другой страны, то в случае, если "опыт" по этим правам больше двух лет, то можно сдавать сразу на полные права (Class 5). Опыт при этом никак доказывать не просят (по крайней мере для российских прав нового образца), перевод тоже не требуют (хотя были попытки, но надо настаивать на своем).
В случае, если правам меньше двух лет, то можно претендовать только на лицензию "начинающего" - N. И не важно, что в России эти права по сути полная лицензия (другой в общем-то и не бывает). Но тут схема рассчитана на подростков, а не иммигрантов, поэтому такие нелогичности: 90 дней езди себе без ограничений, а потом внезапно сам ездить не можешь. Подробнее про переход с лицензии другой страны/провинции тут.
Соответственно, если перед переездом стоит вопрос, получать ли права в России или сразу в Канаде учиться: в зависимости от того, когда планируется переезжать. Если времени пара месяцев - не стоит на это терять время, разницы никакой. Ну разве что учиться, наверное, проще будет в Канаде с точки зрения загруженности дорог. Если ближе к году, то возможно и стоит потратить время и силы. По истечении года после получения прав сможете сдавать на "новичка", там уже можно ездить самостоятельно (об ограничениях ниже). В разных провинциях правила отличаются, но суть плюс-минус похожая. Система рассчитана на подростков, которые ездят с родителями. Подавляющее число местных жителей водят чуть ли не с детства. Начинать можно в 16.
Вкратце о разных типах лицензий на управление легковушкой
L = Learner - Ученик
Если очень упрощать, то это сначала год в статусе L без возможности ездить самостоятельно и другими ограничениями, в том числе на пассажиров. Для получения L нужно только успешно сдать теорию. А после этого ездить год, учиться с любым водителем старше 25 лет, имеющим полные права Британской Колумбии. Как правило это родители или инструктор.
N = Novice - Начинающий. Class 7
Потом при успешном прохождении road test class 7 (немного упрощенная версия, без шоссе и еще каких-то элементов), еще 2 года ездишь в статусе N. Тут уже можно самостоятельно, но все еще ограничения на пассажиров, алкоголь и электронные устройства. Бывают исключения по поводу 2 лет. Паше разрешили сдавать через год, посмотрев на его вождение и учитывая то, что у него есть российские права.
Full License. Class 5
И только после этих 2 лет сдаешь экзамен на полные права (class 5). Вождение чуть посложнее, с вниманием на езду по шоссе и в целом системно на навыки.
Knowledge test - Теория
На входе получаешь талончик, потом девушка долго придирается к правам, хотела заставить давать перевод, хотя на правах и по-русски, и по-английски написано. В общем, я убедила ее, что не надо никакого перевода. Ну и я знаю, что куча народа с российскими правами нормально сдавали в BC.
В итоге небольшого small talk девушка оказалась все-таки вполне себе милой, подробно рассказывала мне, как надо проходить тест. Главный фокус - пропускать вопросы, где хотя бы чуть-чуть сомневаешься. Вопросы немного отличаются от официального приложения, но смысл тот же. Приложение доступно только для iPhone и только из канадского App Store, но на сайте есть пдфка и какая-то версия теста. Ответить надо всего на 40 вопросов из 50. Как только правильно отвечаешь на эти 40 вопросов, экзамен завершается. Ответы сразу же помечаются как правильные или неправильные, сразу знаешь, сдал или нет.
Права, кстати, в тот момент, когда ты соглашаешься проходить knowledge test и платишь сбор ($15), отбирают насовсем. Я из любопытства спросила: "А что мне делать, если я соберусь переезжать обратно в Россию?" В ответ девушка пожала плечами, сказав: "Ну не знаю, первое время можешь по канадским ездить. Мы ваши права отправляем в headquarters, там они их уничтожают" (так и сказала, destroy).
Потом садишься ждать "результат". Хотя сразу все и понятно.
После этого проверяют зрение. Я сказала, что вообще вожу с очками, так как у меня и в российских правах так написано. Девушка мне сказала: "Давай сначала так посмотрим". Я даже все увидела, ну немного расплывчато одну группу цифр, по большей части догадалась. То ли из-за уменьшившегося стресса и лучшей экологии у меня постепенно возвращается в норму зрение, то ли тест такой) В общем, мне было сказано, если хочешь, води в очках, если тебе так комфортно, но это необязательно. Надо признать, что знаки я тут, и правда, лучше вижу. Они умнее как-то расставлены по большей части.
В целом все дружелюбные и приветливые, даже несмотря на попытку устроить сложности с переводом. Девушка, которая регистрировала меня, поздравила с успешной сдачей теории, хотя я уже с другой общалась.
Потом, уже получив свои желтые временные ученические права (обычная бумажка, в качестве ID не работает), я вернулась спросить, надо ли мне на машину цеплять знак L, ибо мне его никто не выдал, и не надо ли меня сфотографировать, а то я вижу, что всех фотографируют, может, и мне тоже надо. Сфотографировали, про знак объяснили, что не надо (ибо я не совсем начинающий). Все как-то расслабленно.
Вот интересно все-таки, знак не надо, а супервайзера надо.
Но и не без косяков, конечно. Мне например в ученической лицензии написали рост 186. Я заметила уже дома только. Потом на road test исправили.
Summary
Если есть права старше 2 лет и опыт вождения, лучше не медлить и сдавать сразу же после переезда. Несмотря на пугающие сроки ожидания вождения в 3 месяца, по факту все успешно переносят. Можно иногда чуть ли не на этой же неделе сдать. Но тут, конечно, зависит от места сдачи. Если надо сдать быстро - выбирайте отдаленные офисы (Лэнгли, Абботсфорд и пр.), нет никакого прикрепления к месту жительства. Можно сдавать, где угодно. По наблюдениям, на периферии все более расслабленно.
Если сдавать после истечения 90 дней, после knowledge test становишься Learner и самостоятельно ездить не можешь, только с супервайзером (а это кто-то старше 25 лет, с полными правами Британской Колумбии, то есть второй человек им быть не может). При этом, подчеркну, сдавать можно и через 90 дней, и через 190 и когда хочешь. Я встречала заблуждение, что люди считают, что если не сдать за 90 дней, то права превращаются в тыкву. Нет, это не так. Нет никаких ограничений по времени. Только после 90 дней после теории можно ездить исключительно с супервайзером.
Если прав нет, то заморачиваться и срочно их получать лично я смысла не вижу. Лучше сразу же учиться в Канаде. Имеет смысл этим заниматься, если время до переезда стремится к году.
Международные права (белая книжка странного формата): нафиг не нужны, по крайней мере в Британской Колумбии.