Найти в Дзене
Русский мир.ru

Театр одного господина

Сергей Судейкин – художник, сделавший роспись декораций великим искусством

Он мечтал иметь ребенка и завести антикварную лавку. Детей у него не было, да и антикварной лавкой он не обзавелся... Но ему посвящали стихи Ахматова, Кузмин, Гумилев и Мандельштам. Он знал славу, успех, богатство и забвение. Сегодня о нем мало кто помнит, а сто лет назад Сергей Судейкин был одним из самых ярких театральных художников эпохи.

Текст: Мария Башмакова, фото предоставлено М. Золотаревым

... Групповой портрет напоминает фотоколлаж: живописец за мольбертом, подле него — три женщины, три его жены. А на заднем плане в театральной ложе за мастером наблюдают создатель московского театра "Летучая мышь" Никита Балиев и организатор "Русских сезонов" в Париже Сергей Дягилев. Примерно так можно "пересказать" картину "Моя жизнь", которую Сергей Судейкин написал, видимо, в 1940 году, как бы подводя итог своего земного пути...

С. Судейкин. Эскиз декорации к постановке пьесы "Смерть Тентажиля" М. Метерлинка. 1905 год
С. Судейкин. Эскиз декорации к постановке пьесы "Смерть Тентажиля" М. Метерлинка. 1905 год

Где родился Сергей Юрьевич Судейкин, доподлинно не известно. Предполагают, что в Петербурге, хотя сам он называл местом своего рождения Смоленск (род Судейкиных значился в дворянской книге Смоленской губернии. — Прим. авт.). Сергей Юрьевич появился на свет 7 марта 1882 года. Мать художника, Вера Петровна, была дочерью полковника корпуса жандармов. Отец, Георгий Порфирьевич Судейкин, был подполковником Отдельного корпуса жандармов, инспектором Санкт-Петербургского охранного отделения, инспектором секретной полиции. Кстати, последний пост был создан специально для него и упразднен сразу же после его гибели в 1883 году. Когда Георгия Судейкина убили народовольцы, его сыну не было и двух лет. Судьба отца стала причиной глубокой травмы для художника, он тосковал по нему и в то же время стыдился его службы. Потому и переиначил отчество.

Первоначальное художественное образование Судейкин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), откуда его в 1902-м исключили на год за показ на выставке фривольных работ. Вернувшись в училище после покаянного письма, Судейкин обрел новых учителей — Константина Коровина и Валентина Серова, причем первый считал Судейкина одним из лучших учеников. Сам Судейкин учителя очень уважал и считал себя художником, "идущим от Коровина".

После окончания училища Сергей в 1909 году переехал в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую академию художеств, в которой учился до ноября 1911-го. Именно в столице Судейкин вошел в круг "мирискусников", познакомился с художниками Александром Бенуа и Константином Сомовым.

Сцена из спектакля "Сестра Беатриса" М. Метерлинка. Костюмы по эскизам С. Судейкина. Театр В.Ф. Комиссаржевской. Санкт-Петербург. 1906 год
Сцена из спектакля "Сестра Беатриса" М. Метерлинка. Костюмы по эскизам С. Судейкина. Театр В.Ф. Комиссаржевской. Санкт-Петербург. 1906 год

ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ

Бациллой театра Судейкин заразился еще в юности, когда в конце 1890-х познакомился с купцом и меценатом Саввой Мамонтовым. Вместе с Павлом Кузнецовым Судейкин расписывал подмосковное имение по заказу Мамонтова, а также, как явствовало из покаянного заявления Судейкина в дирекцию МУЖВЗ, "завалил себя" непомерной работой на Бутырском гончарном заводе, принадлежащем купцу. Уже в 1903 году Судейкин вместе с другом Николаем Сапуновым оформлял постановки в московском театре "Эрмитаж", на подмостках которого работала финансируемая Мамонтовым Московская частная опера.

Итак, начиная с 1903 года Судейкин совместно со своим другом, художником Николаем Сапуновым, оформляет несколько постановок в "Эрмитаже" на Каретном Ряду. В 1905-м Судейкин расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и создал декорации к драме Метерлинка "Смерть Тентажиля" в постановке Всеволода Мейерхольда. Чуть ранее брошюра этой драмы с иллюстрациями Судейкина была выпущена в издательстве московского магазина "Книжное дело". И это стало первым опытом художника как иллюстратора. Кстати, декорации к "Смерти Тентажиля" получились чересчур изысканными. Живопись подавила театр, и Мейерхольд это сразу понял, но не разочаровался в молодом художнике, а доверил ему оформление "Сестры Беатрисы" того же Метерлинка в петербургском Театре Веры Комиссаржевской. И не ошибся — это был успех!

"До последнего века наши большие художники словно чуждались театра, словно считали его ниже своего достоинства <...> Судейкин эту ситуацию изменил", — писал о театральном дебюте Судейкина режиссер Николай Евреинов. Намерения театра сочетать пристрастие к новой литературе, преимущественно символистского толка, с поисками новых форм сценической выразительности совпадали с интересами Судейкина. В 1907 году Судейкин участвовал в московской выставке "Голубая роза", экспоненты которой были театралами и декораторами, мистиками и мистификаторами. Особенностью "голуборозовцев" стал переход от импрессионизма к декоративности, стилизаторству, оккультной символике, иногда — примитивизму. Художников привлекало сближение живописи и театра. Театральное действие, когда на сцене смыкались литература, музыка, хореография и живопись, наиболее точно соответствовало представлениям о синтетическом искусстве. Подобный подход был близок и Сергею Судейкину, считавшему художественное оформление спектакля равноправной частью сценического действа.

Гаремный сюжет комической оперы "Забава дев" Михаила Кузмина в петербургском Малом (Суворинском) театре 1911 года банален: историйка любви к жене восточного султана венецианца Учелло, обманом проникшего во дворец. Экзотика Востока была в моде. Это, а также оформление спектакля объясняют успех постановки. Николай Евреинов назвал "оперетку" Кузмина "неудачно претенциозной", что не помешало ему оценить талант декоратора. Занавес у Судейкина — восточная сказка: томная, пряная и манящая, царство чудес, греза романтиков. "Забава дев" пленила всех, жаждущих красочного пира: Сергея Маковского, Сергея Дягилева и даже придирчивую Анну Ахматову.

С. Судейкин. Караван-сарай. Эскиз декорации к постановке комической оперы "Забава дев" М.А. Кузмина в Малом (Суворинском) театре. Санкт-Петербург. 1911 год
С. Судейкин. Караван-сарай. Эскиз декорации к постановке комической оперы "Забава дев" М.А. Кузмина в Малом (Суворинском) театре. Санкт-Петербург. 1911 год

МЭТР В КАБАРЕ

"Судейкин знал себе цену! Он был одет всегда как денди и очень любил одевать свою жену; когда же он бывал на людях, у него появлялась даже особая, весьма неприятная манера цедить слова сквозь зубы и смотреть на всех сверху вниз, снисходительно бросая какие-то мало значащие фразы. И тут же наступали, однако, и такие моменты, когда Судейкин все это вдруг с себя сбрасывал, и тогда перед вами оказывался настоящий художник и увлекательный человек. Таким бывал он в работе, когда одевал свой синий рабочий халат и с необыкновенной порывистостью и напряженностью, как бы шутя, бросал на полотно свои пышные, фантастичные и в то же время изысканно-гармоничные краски. Только болезненная, подчеркнутая эротичность, часто жуткая до безумия, отталкивала лично меня от живописи Судейкина в целом", — писал в мемуарах "Жизнь в театре" режиссер Александр Мгебров.

Сергей Судейкин стал одним из организаторов богемного кабаре "Бродячая собака", украсив его стены прихотливо пышной росписью. Он был важной фигурой в кабаре, став "кавалером почетного ордена "Собаки". В гимне "Собаки", написанном Михаилом Кузминым, есть такие слова: "Словно ротой Гренадерской предводительствует дерзкий сам Судейкин господин". Кстати, интересно отношение к "господам" самого художника, человека родовитого и не бедного. Его вторая жена в 1918 году вспоминала, как Судейкин просил не называть его "господином", так как "ни раньше, ни теперь им себя не считает". В январе 1913-го в "Собаке" ставили рождественскую мистерию. Примитивистские декорации и костюмы соответствовали поэтике представления, а кукол заменили живые актеры. Деву Марию играла жена Судейкина — Ольга Глебова, новорожденного Христа изображала кукла.

На маленькой сцене декорация: на фоне синего коленкора — битва между ангелами и черно-красными демонами. Евреинов вспоминал, что рай и ад, три волхва и Богородица — все было подано художником как умилительная наивность, пленительная для безбожников и верующих. Дягилев был восхищен. И позже предложил художнику вновь обратиться к истории царя Ирода.

В.Э. Мейерхольд, главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской в 1906–1907 годах
В.Э. Мейерхольд, главный режиссер Театра В.Ф. Комиссаржевской в 1906–1907 годах

На смену "Бродячей собаке" пришло новое кабаре — "Привал комедиантов", в котором Судейкин также расписал зал. Стены и потолок закрасил черным. Во мраке подвальных сводов мерцали знаки зодиака — осколки зеркал в золотом обрамлении. Мрачно, таинственно и театрально. Открытие подвала было демонстративно "кабаретным". Гостей при входе встречал карлик в диковинном костюме по эскизу Судейкина. Сновали слуги в восточных тюрбанах.

Если "Бродячую собаку" украшал портрет Ольги кисти мужа в роли Путаницы, то в "Привале комедиантов" гости могли увидеть ее эротический портрет в виде нимфы, за которой ухаживает фавн, смахивающий на Мейерхольда. Но "Привал", безусловно, ассоциируется с другой картиной, давшей название заведению. На знаменитом групповом портрете 1916 года художник изобразил важных для него людей, отведя каждому свою роль. Он — Арлекин, Пьеро — поэт Михаил Кузмин, актерка-кукла — Ольга Глебова-Судейкина, Муза-Венера — вторая жена Судейкина, Вера Шиллинг, Доктор Дапертутто — Всеволод Мейерхольд.

Зал выставки "Голубая роза". 1907 год
Зал выставки "Голубая роза". 1907 год

КАК КАРСАВИНА СТАЛА КОМЕТОЙ

Сергей Дягилев зорко отслеживал успехи своего тезки. И привлек его к работе в Париже в 1912 году. Судейкин согласился на роль ассистента Льва Бакста в новых постановках дягилевской антрепризы и создал затейливые декорации по "капризным эскизам капризного Бакста". Французский дебют самолюбивого Судейкина не обошелся без курьеза. Декорация к балету "Послеполуденный отдых фавна" была написана сначала в довольно свободной трактовке эскиза Бакста. По окончании работы Бакст зашел в мастерскую. Глянул на задник по своему эскизу и протянул: "Знаете ли, здесь немножко..." "Хорошо, — перебил нервно Судейкин, — я перепишу все заново". Он смыл все написанное, точно копируя эскиз Бакста, и отправил декорацию в театр. Пришел Дягилев. Взглянул и ахнул от досады: "Ну что это, голубчик!.. Я думал, вы внесете свои краски в эту бакстовскую бледную немочь! А вы вместо этого... Зачем же я вас привез сюда, спрашивается?"

Выдержав свой "экзамен" (Бакст с благодарностью расцеловал соперника, услужившего ему в роли помощника. — Прим. авт.), Судейкин вернулся в Петербург с новым заказом от Дягилева — написать декорации к "Весне священной" Игоря Стравинского по эскизам Николая Рериха. Мастерство Судейкина столь восхитило Дягилева, что он подумал: а почему бы не испробовать в Париже Судейкина как самостоятельного декоратора? Импресарио начал издалека: рассказал об идее постановки короткого балета с Карсавиной и спросил, что он думает о Саломее. Судейкин представил Саломею кометой, которую тянут на землю любовь и злодеяния в день усекновения головы Иоанна Крестителя. Дягилев удивился, но воодушевился — и Судейкин исполнил задуманное. Тамара Карсавина в образе Саломеи-кометы появлялась перед зрителем на вершине лестницы. Балерина танцевала без перерыва 13 минут. С последним аккордом она падала под тяжестью щитов палачей. Свет гас.

С. Судейкин. Портрет О.А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д. Беляева. 1909 (1910?) год
С. Судейкин. Портрет О.А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы из одноименной пьесы Ю.Д. Беляева. 1909 (1910?) год

Мастерство художника в "Саломее" высоко оценил режиссер Владимир Соловьев в журнале "Аполлон" в 1917-м. "Здесь у Судейкина краски приобретают значение символов. Золото, играющее роль орнамента в общей амальгаме, означает царское достоинство и благородное происхождение Саломеи, пурпур — потоки крови и искупительные жертвы, а прозрачная синева — настроение великой ночи, полной значительных и загадочных событий. <...> Великолепно сказочен белый костюм Саломеи с длинным шлейфом и синими страусовыми перьями. Остроконечная прическа, напоминающая тиары ассирийских царей, обнаженные сосцы грудей, бледно-белое, как бы наштукатуренное лицо с кирпично-красной чертой губ — все это отчетливо характеризует сладострастие Саломеи". Спектакль получился инфернальным: черное мистическое небо с крупными звездами, огромные ангелы с лазоревыми крыльями... Кстати, художник собственноручно рисовал розу на колене балерины.

Дерзкий спектакль восприняли неоднозначно. Несмотря на это, Дягилев предложил художнику новый заказ — костюмы для балета "Маска Красной смерти". Но постановка, намеченная на осень 1914-го, не состоялась: началась война. Мэтр был завален театральными заказами, словно в компенсацию будущего.

С. Судейкин. Кабаре "Привал комедиантов" (Моя жизнь). 1916 год
С. Судейкин. Кабаре "Привал комедиантов" (Моя жизнь). 1916 год

КОЛОМБИНА И БЯКА

Со всеми тремя женами Сергея Судейкина знакомил театр. Первая супруга, обворожительная Ольга Глебова, была актрисой и танцовщицей. В конце 1906 года в Петербурге она провожала художника на поезд. Он ехал в Москву. Ольга поднялась в вагон и... уехала с возлюбленным, позабыв о театре, в котором служила. Вскорости Судейкин и Глебова обвенчались. По выражению Анны Ахматовой, Ольга была для мужа "предметом культа", он хотел сделать из жены "произведение искусства". И сделал. Жена была его "креатурой", его Коломбиной — от манер до экстравагантных нарядов. Но вскоре на смену чувствам пришло разочарование. Однажды Ольга заглянула в дневник друга семьи поэта Михаила Кузмина, который у них гостил. И узнала, что поэта с ее мужем связывает не только давняя дружба. Супруги расстались, хотя развелись не сразу. Новой избранницей художника стала Вера Шиллинг (урожденная де Боссе) — тоже актриса, танцовщица. Современники негативно отнеслись к Вере и окрестили ее Бякой — во многом из чувства солидарности к всеобщей любимице Ольге. Ученица Судейкина Ольга Морозова вспоминала о визите в мастерскую художника двух красавиц, его жен — бывшей и настоящей. Вместе они на многих рисунках и картинах Судейкина.

Вера пришла в московский Камерный театр к Таирову и сказала, что хочет быть актрисой. Решительность и красота сделали свое дело: Таиров взял ее в театр. Там же она познакомилась с Судейкиным. Именно по его просьбе для Веры был придуман испанский танец в "Женитьбе Фигаро". Волевая брюнетка, практичная и умная, Вера стала не только спутницей художника, но и музой, помощницей и, как и Ольга, моделью. До нас дошел двухлетний дневник Веры о жизни в Петрограде, Крыму, Грузии вместе с Судейкиным. Благодаря записям любящей женщины под маской мизантропа проглядывает другой Судейкин — остроумный, тонкий и трогательный. И ко-нечно — талантливый.

Вера иронично пишет о нелегкой задаче музы-жены. Судейкин вскипал, когда его дивная Вера или, как он шутил, Венера Амуровна, худела, изнуренная бытом: "Ну какая же ты дура — не меняешь кухню и хозяйство на роль музы — на божественное времяпрепровождение — участвовать в создании талантливейших вещей талантливейшего из художников. <...> Будет выставка исключительно из твоих портретов, будут говорить: вот истинная муза художника".

Мудрая Вера сумела "приручить" дикого Судейкина. Ее ярко описал Александр Бенуа: "У Судейкина "новая жена" (так и говорит), очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая. <...> Судейкин, видимо, по уши влюблен — и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, "дурной жизни".

На даче Браиловских в Крыму. Слева — Леонид и Римма Браиловские, справа — К.С. Стани славский
На даче Браиловских в Крыму. Слева — Леонид и Римма Браиловские, справа — К.С. Стани славский

КРЫМСКИЙ КРУГ

В феврале 1917-го Судейкин приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатом-карикатурой на Николая II. Александр Бенуа вспоминал в марте того же года: "Сегодня на собрании председательствовал Горький, <...> Маленькое интермеццо внес телефон Судейкина, которого "товарищи"-солдаты вместе со всей нестроевой ротой, укрывающей всяких художников и музыкантов, ныне заставляют нести общие для всех обязанности. Судейкин умоляет "спасти" его". Горький обещал позаботиться, но, по-видимому, помочь не смог; художник был отправлен на фронт, а в начале июня группа московских художников, освобожденных от призыва (В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Л.О. Пастернак и другие), "подали заявление военному министру и в мобилизационный отдел Главного управления Главного штаба об освобождении художников от военной службы. <...> В результате этого письма по двум поданным спискам свидетельство об освобождении получили 23 художника, в том числе друзья Судейкина: Анисфельд, Григорьев, Кузнецов, Милиоти". В июне того же года он с Верой покинул Петербург и уехал в Крым, затем — в Тифлис.

В крымских записях Веры часто упоминаются Леонид и Римма Браиловские (художник Леонид Браиловский был в числе тех преподавателей, кто в 1902 году подписал постановление об отчислении Судейкина из МУЖВЗ. — Прим. ред.). Какое-то время Судейкины в Крыму даже жили у них. Знакомые прозвали художника Наполеоном за диктаторские замашки и характерные позы. Этот меткий образ возникал у разных людей и в разное время. Писатель Георгий Иванов вспоминал мэтра — со скрещенными по-наполеоновски руками, трубкой в зубах и непроницаемым выражением "совиного лица". Частый фигурант записок Веры, художник Савелий Сорин, был преданным другом Сергея и Ольги. Видимо, именно Сорину адресованы строки письма Судейкина: "Если бы передо мной была задача вывести <...> светского художника, молодого, красивого, элегантного, такого, при одном виде которого каждый безошибочно сказал бы "это художник", <...> я бы непременно взял моделью С.А. Сорина!" Правда, Вера не очень жаловала Сорина, судя по дневнику.

Тамара Карсавина в роли Саломеи. Костюм по эскизу С. Судейкина
Тамара Карсавина в роли Саломеи. Костюм по эскизу С. Судейкина

В Крыму образовался настоящий творческий кружок петербургской интеллигенции. Говорили об искусстве, о России, о революции. В один из таких вечеров 1918 года у Судейкина спросили: "Неужели у вас, Сергей Юрьевич, не болит сердце за родину?" "Оно переболело уж давным-давно, и теперь я благословляю приход немцев, которые делают нас снова людьми! И неужели вы думаете, что Россия была раньше Россией, а не немецкой колонией? А Николай был русским? А Екатерина Великая была русской? Нет, не говорите мне о России, она умерла вместе с Алексеем Михайловичем. Теперь, может быть, наступил момент, когда Русский дух снова возродится!" — ответил он.

Сейчас бы сказали, что это плач по потерянной России. У Судейкина вообще был оголен нерв "русского", родного. Тогда же он признался жене: "Все-таки Россию никогда не забудешь, и знаешь, о какой мастерской я мечтаю, может быть, это нелепо — в русском стиле. Бревенчатые стены, угол с иконами, и ты сидишь там персидской царевной".

В Крыму Судейкин поразил публику признанием, что он строго верующий православный и... большевик. "Сережа — червонный король. С одной стороны — большевик, с другой — во фраке и с моноклем". — Эта фраза Веры в дневнике метко характеризует натуру художника, в котором театральность переплелась с естеством.

С. Судейкин. Кукольный театр. 1915 год
С. Судейкин. Кукольный театр. 1915 год

ЖИВОПИСЬ КАМАРИНСКИМИ КРАСКАМИ

Помимо создания декораций и костюмов для театра Сергей Судейкин занимался станковой живописью, графикой. Писал стилизованные пасторали, натюрморты, портреты, бывал и графиком-иллюстратором.

Художник Сергей Маковский определил характерную черту творчества Сергея Судейкина как "аллегорический сентиментализм". Современники отмечали "гибкость мазка", но попрекали за неясность форм и образов и, как бы извиняясь, отмечали, что он именно декоратор, хотя и талантливый. Впрочем, некоторые считали Судейкина "убийцей театра", так как зрители приходили смотреть именно на декорации. "Судейкин весь в прошлом, но он весь живой, радостный, реальный. В нем нет ни капли сладкого яда меланхолии", — сказал писатель Алексей Толстой о художнике, сделавшем замечательные иллюстрации к его "Русалочьим сказкам".

В единственной монографии о Судейкине искусствовед Дора Коган писала, что "комедия дель арте воспринималась воплощением стихии чистой театральности, приверженность к которой <...> Судейкин не мог не испытывать по всему своему творческому складу". Не случайно герои Гоцци и Гофмана воскресают на его полотнах наравне с русскими лубочными персонажами. Художник покупал у старьевщиков иконы и статуэтки, которые потом украшали его полотна. Фарфоровые куклы и герои комедии дель арте — его любимые персонажи. Судейкин писал свой мир — причудливый, жеманный, в котором был властелином образов. Цветы и амуры, маркизы и крестьянки — все как будто играют в театре Судейкина.

Сергей Судейкин
Сергей Судейкин

Мастер много работал для балетных постановок. В "Лебедином озере" он стремился к колористическому слиянию декораций с музыкой; в "Андалузиане" хотел показать "бытовую Испанию" в духе Гойи; в "Козлоногих" испробовал опыт "кубической трактовки декораций"; в хореографической фантазии "Русские пляски" поставил неслыханную задачу — создать "иконописную живопись камаринскими красками". Нередко танец появлялся на его полотнах. Одна из наиболее знаменитых картин — "Балет" 1910 года. Этой картине посвятил одноименное стихотворение Михаил Кузмин.

— Судейкин занимает свое собственное место, потому что академические навыки и умения он соединил с народным творчеством, представлениями о современном искусстве и салонным академизмом. Он попытался выработать свое искусство и сделал это. Лубок у него не лубок — стилизация! К Судейкину много претензий в частностях, но суммарно — это грандиозный художник, который балансировал между академической выучкой, французской школой и диким авангардом, — говорит искусствовед Дмитрий Северюхин.

С. Судейкин. На кладбище. Эскиз декорации к балету А. Адана "Жизель". 1915 год
С. Судейкин. На кладбище. Эскиз декорации к балету А. Адана "Жизель". 1915 год

ПЛОХОЙ КОММЕРСАНТ

Эмигрировав в Париж в 1920 году, Судейкин оказался в вакууме. Одним из немногих, кто помог Судейкину тогда встать на ноги, был Бакст.

Первый успех Судейкина в эмиграции связан с театром Никиты Балиева "Летучая мышь" в декабре 1920-го — апреле 1921-го. Но это время было омрачено потерей жены: Сергей Дягилев познакомил Веру с композитором Игорем Стравинским, спутницей которого она впоследствии стала... Судейкин тяжело пережил уход жены. Правда, это обстоятельство не помешало ему и дальше сотрудничать со Стравинским. Французский критик Денни Рош назвал "русского варвара" "апостолом добродушного юмора, шаржа, буффонады и фантастики". Театральные заказы посыпались как из рога изобилия. Когда Анне Павловой для гастролей понадобились новые художественные постановки балетов, она знала, что в моде именно Судейкин.

Летом 1922 года (по другим источникам — в 1923 году) перед отъездом из Франции в честь художника был устроен прощальный ужин. "Не понимаю, как ты, с твоим талантом, твоей культурой решил вдруг уехать в Америку — страну бескультурья, наконец, страну без истории?" — возмущался тогда Дягилев. Это была их последняя встреча. "Мы соединимся и будем делать историю", — отвечал Судейкин. В Америке художник начал новый этап жизни, о котором известно совсем мало. Там в театральных кругах он встретил третью жену — певицу Джин Палмер.

В конце февраля 1924 года избранная публика Нью-Йорка получила приглашение на открытие диковинного "Подвала падших ангелов". Судейкин попытался возродить традиции "Бродячей собаки" на чужбине. Увы, программа оказалась слишком изощренной — затея провалилась. Тем временем за Судейкиным зорко следили в "Метрополитен-опера". И не просто так — предложили сотрудничество, ставшее плодотворным. Дебютным совместным проектом стала постановка "Петрушки" Игоря Стравинского. Судейкин мог взяться за более выгодный проект, но выбрал "Петрушку".

С. Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1921 год
С. Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1921 год

"Я пытался провести в моих костюмах и декорациях тот же синтетический реализм, что и Стравинский провел в музыке. Вы видите русскую жизнь, где сметались все сословия. <...> В "Петрушке" жизнь должна быть сказкой и сказка — жизнью. <...> Я утверждаю, что глаз является столь же важным воспринимателем музыкальной композиции, как и ухо", — объяснял в интервью художник.

Евреинов отметил среди прочих находок художника в "Петрушке" — валенки, в которых должны были выступать герои. Помимо "Петрушки" Стравинского Судейкин оформил его же "Свадебку", "Садко" Римского-Корсакова, "Сорочинскую ярмарку" Мусоргского. Занимался декорациями к операм Джорджа Гершвина, интересовался джазом. Работал над декорациями "Воскресения" в Голливуде. "Несмотря на свое пристрастие к амурам, пышным празднествам галантного века и к миру сновидений <...>, Судейкин почти всегда остается русским человеком. А русским людям так свойственно совмещать в себе великие и малые противоречия. <...> Общерусская антитеза — Бог и дьявол — в творчестве художника принимает характер двухчленной формулы: Эрос и аскеза", — подметил Владимир Соловьев...

К сожалению, наследие Судейкина передать в Советский Союз, как он мечтал, не получилось, оно разошлось по частным коллекциям. 12 августа 1946 года Сергея Судейкина не стало. Коллекционер Никита Лобанов-Ростовский приобрел архив художника и передал в ЦГАЛИ. Это фотокопии эскизов декораций и сцен; альбом с репродукциями. А еще — записи и статьи художника, мемуары, письма, рецензии, фотографии, рисунки. Среди его воспоминаний особенно пронзительно звучит вопрос, заданный самому себе: "Где вы все, с кем я работал, был близок, где я, вечный скиталец, находил семью..."