Немцы очень гордятся своим quattro, каждый раз, когда пресса упоминает о очередном юбилее этого замечательного суббренда, создаётся ощущение, что именно Audi, именно в таком далёком 1977 году пришла в голову революционная идея скрестить кузов легкового автомобиля Audi Coupe и полноприводную трансмиссию внедорожника в VW Iltis. Американцы парируют своим полноприводным универсалом AMX Eagle, который пошел в серию на год раньше quattro - в 1979 году.
Постойте, какой далёкий 1977! Еще в 1955 году Горьковский Завод запустил в серию ГАЗ М72, автомобиль сочетающий доработанный кузов комфортабельного среднеразмерного седана (сейчас это было бы что-то вроде Audi A6 или MB E-klasse) и ходовую часть внедорожника ГАЗ-69! Получается, значение ГАЗ М72 в истории автомобилестроения выше, чем у западных аналогов?
Но... не получается! Мы не умели и не умеем ценить свои изобретения. И, что еще важней, не умеем их правильно подавать и продавать. Часто простые и гениальные вещи кажутся нам чем-то само собой разумеющимся, не требующим акцента и проходным. Видимо больше всего в жизни мы ценим возможность с выражением праведного страдальчества, сидя по своим кухням рассуждать о собственном величии и несправедливости. Но вернёмся к замечательному автомобилю ГАЗ М72
ГАЗ М72
О назначении автомобиля в понимании того времени отлично написано в журнале "За Рулём" 2/1957 в статье горьковского инженера Н.Куняева. Цитирую:
Быстроходен, комфортабелен и прочен автомобиль "Победа". Водители с основанием считают его хорошим легковым автомобилем для наших дорог; действительно, как на шоссе, так и на сухом просёлке "Победа" зарекомендовала себя с лучшей стороны. Но на мокрых глинистых и чернозёмных грунтовых дорогах она нередко буксует, не обеспечивая должной безопасности езды.
Для езды по бездорожью необходимо иметь автомобили высокой проходимости со всеми ведущими колёсами. В этом отношении очень убедителен пример автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-69, которые проходят там, где другие автомобили передвигаться не могут.
Проектируя автомобиль, конструкторам завода пришлось решать довольно сложную задачу. Дело в том, что у ГАЗ М72 нет рамы! Несмотря на то, что машина выглядит так, словно кузов “Победы” просто поставили сверху на раму от 69-го, на самом деле у неё несущий кузов. Вот вам и концепция “современных” кроссоверов, которая некоторое время назад подавалась словно дикий прорыв. Вдаваясь в детали, выясняем, что и сам кузов не так прост. Внешне может казаться, что лишь щитки на задних арках да шильды отличают его от обычного кузова М20. На деле, без изменений остались только внешние панели, весь каркас основательно переработан. Ведь нужно было не просто повесить мосты, но и компенсировать недостаток прочности. Каким бы визуальным запасом не обладало “железо” седана, для тяжёлых условий его бы не хватило.
Мосты от ГАЗ-69 также претерпели некую модернизацию. Только их средние части остались неизменными. Ссылаясь на статью из уже упомянутого номера “За рулём” можно суммировать, что передний мост отличается подшипниками ступицы, а в заднем применены фланцевые полуоси, как на ЗиМе. Естественно отличаются точки креления рессор к кузову и мостам. Применён стабилизатор поперечной устойчивости. Коробки передач ГАЗ-69 и ГАЗ М20 отличаются положением рычага переключения. У М72, как и у 69-го рычаг - на полу. Двигатель, арматура, электрооборудование кузова остались без изменений.
Технические характеристики
Двигатель: ГАЗ-20
Тип: бензиновый 4х тактный
Кол-во цилиндров: 4
Кол-во клапанов: 8
Объём, см3: 2112
Максимальная мощность, л.с.: 55 при 3600
Максимальный крутящий момент, Нм: 122,5
Максимальная скорость, км/ч: 90
Разгон до 80км/ч, с: 46;
Расход топлива при 40 км/ч, л/100 км: 14
Диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 100 мм
Степень сжатия: 6,5
Карбюратор: К22-Д
Охлаждение: жидкостное
Топливо: А-72
Трансмиссия: 3-ступенчатая
Длина, мм: 4665
Ширина, мм: 1695
Высота, мм: 1790
Клиренс, мм: 210
Колёсная база, мм: 2712
Колея задняя, мм: 1388
Колея передняя, мм: 1355
Масса, кг: 2040
Объём бака, л: 55
Не первый.
Самое удивительное во всей этой истории то,
что ГАЗ М72 не является первым в истории гибридом внедорожника и комфортабельного легкового автомобиля!
Нет, это не заговор, не изменение истории и не либеральные пересуды. Всё очень просто:
Первым в своём удивительном роде (можно назвать его реальным предком современных кроссоверов) был... отечесвенный ГАЗ-61, выпускавшийся не очень большими, но серийными партиями с 1941 года. Причем, это было настоящее семейство автомобилей с разными кузовами. О них - в следующей статье!