Одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре – это, несомненно, русский орнамент. Это уникальный мир художественных образов.
Очень много веков орнамент трансформировался и видоизменялся. Но это не помешало нам увидеть поэтику и красоту линий, разнообразие красок в нашем мире.
Русский орнамент не так прост, как кажется. Ведь именно он сопровождал и сопровождает человека в повседневной жизни. Геометрические, растительные, зооморфные и многие другие узоры украшали жилище человека, одежду, рукописные книги и даже культовые, бытовые предметы. Различные мотивы, которые наносили на предмет, несли в себе основы мироздания. Художники пытались осмыслять окружающий мир. Они стремились выразить к миру свое отношение. Худогъ (а именно так называли художника ранее) комбинировал в рисунке разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение.
Русский орнамент мог заполнить все свободное пространство или украсить только некоторую часть (некоторые части) изделия. Тем самым, пытались подчеркнуть художественно-пластическую выразительность объекта в целом.
Русский орнамент нельзя рассчитать математически, нельзя рассчитать завиток, который нанесет мастер. Каждый рисунок является уникальным.
К сожалению, не известно когда появились первые орнаментальные композиции в русском искусстве. Однако можно предположить, что этот интерес к украшению предметов начал свое развитие одновременно с освоением окружающего мира. Русские орнаментальные композиции – это очень малоизученная область, многое в ней остается неисследованным и неясным.
Фольклорные традиции, христианство и, конечно, наследие западноевропейских и восточных стран – все это оказало весомое влияние на формирование русского орнамента. Узоры воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в различные новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении наших мастеров и об их высоком художественном вкусе.