Найти тему
Русский мир.ru

Музей для знаек

Детский музей открытки в Санкт-Петербурге уникален в своем роде. На 60 квадратных метрах здесь хранится 600 тысяч экспонатов

Вы коллекционировали в детстве открытки? Подписывали, дарили? А помните то время, когда перед праздниками из почтовых ящиков торчали цветные уголки? Значит, вы поймете трепет, с которым относится к открыткам старым и новым человек, создавший в Санкт-Петербурге детский музей открытки. Коллекционер, президент Санкт-Петербургского Клуба любителей открыток, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, редактор-составитель шеститомного каталога "Петербург-Петроград-Ленинград на фотооткрытках. 1895-1941 гг.". Музей Виталий Третьяков содержит сам и говорит: "Мне не важно, чтобы сохранилось мое имя, важно — чтобы сохранилось мое дело, ведь открытка — визитная карточка времени".

Текст: Мария Башмакова, фото: Солмаз Гусейнова

Детскому музею открытки 14 лет. Другого такого нет. А "живет" он на тихой Пионерской улице Петроградской стороны Санкт-Петербурга. Музей маленький — всего 60 квадратных метров, бывшая трехкомнатная квартира, — но масштабный, если представить, какой объем информации хранят экспонаты. Тематическая экспозиция музея только в первой комнате. А фонд занимает две комнаты и напоминает библиотечный каталог: шкафы с открытками. Фонд можно назвать архивом. В этих коробках история и география нашей страны систематизирована в открытках. Их здесь около 600 тысяч. На листочках цветного картона запечатлены вкусы, традиции, мечты и герои ушедших эпох... Для посетителей организаторы проводят выставки. Более 100 выставок открыток придумали и подготовили школьники-музейщики. Их можно по праву назвать сотрудниками музея. Так ведь и музей-то — детский. Надписи на карточках архива открыток выведены рукой юных хранителей. Например, 13-летняя Диана Бектемирова отвечает за раздел кошек и ежиков на открытках, а ее коллега Тарас Уханов — за технику. Дети приходят в музей по воскресеньям. Сегодня в музее десять сотрудников 10–14 лет. Для юных музейщиков проводятся специализированные занятия. Выставки, подготовленные детьми, проходят в школах, библиотеках, музеях Петербурга, Москвы, Великого Новгорода. Заинтересовать ребят открыткой удалось культурно-игровыми проектами. Виталий Третьяков по своей специальности игропрактик: создатель игр. Дети пишут сказки, рисуют к ним открытки, потому и неудивительно, что они сюда приходят. Большой стол в первой комнате музея занят настольной игрой с "круглым кубиком", карточками с вопросами, которые отсылают к стендам.

Ответственная Ксения Бабенко занимается посткроссингом и для души, и как сотрудник музея
Ответственная Ксения Бабенко занимается посткроссингом и для души, и как сотрудник музея

— Как Иван Грозный брал Казань? — спрашивает Виталий Третьяков своих юных воспитанников.

Те озадачены. Прогулка по Казани в открытках продолжается. На столе перед детьми несколько наборов с тематическими открытками. Крепость, мечеть, университет... При упоминании имени Лобачевского 12-летний Тарас оживляется. Девочки восторженно ахают, увидев на открытках дворянское собрание и репродукции Николая Фешина. После занятия и чаепития — работа: дети под руководством Виталия Третьякова разбирают новые поступления открыток. Обычно сюда по воскресеньям приходят пять-семь школьников. Вот и сегодня ребята зашли в музей поиграть и разобрать новые экспонаты.

— Кошки! — радуется Диана, обнаружив в новинках своих "подопечных". В музей она приходит уже два года.

Ксюша Бабенко — хранитель истории почты, конвертов и почтовых карточек. Она пришла в музей год назад. Заглянула купить открытки для посткроссинга и узнала, что тут проводятся занятия. Посткроссинг — это проект, в котором участники со всего мира обмениваются открытками. Так и осталась в музее. Ксюша — девочка серьезная и целеустремленная: хочет стать искусствоведом, посещает художественную школу, потому с интересом относится к открыткам-иллюстрациям. Учится дома, экстерном. Читает Шекспира и Ремарка, причем на английском и немецком.

Для Тараса занятия в музее тоже не прошли бесследно. Он ценит порядок и резонно замечает: "Навык систематизации можно применить не только к открыткам". Парень вошел во вкус скрупулезной работы и наведения порядка — вот собственной кухней решил заняться...

Музей хранит тепло рук коллекционеров прошлого. Сюда попадают открытки, которые собирали удивительные люди. Вот, например, собрание писателя Леонида Владимировича Дьяконова. Когда о "музейном шкафе" в гатчинской школе рассказали журналисты, Виталию Третьякову позвонил незнакомец: "Мой папа коллекционировал открытки. Я продаю". Это звонил из Вятки сын писателя. Деньги ему нужны были для финансирования премии молодых писателей. Виталий Третьяков приобрел коллекцию для музея. Она насчитывает 90 тысяч открыток, которые Дьяконов складывал в коробки из-под сахара по особой системе. Для хранения коллекции отведены специальные шкафы. Другая удивительная коллекция, из 60 тысяч экземпляров, приехала из маленького села из-под Нижнего Новгорода. Собирал их сельский учитель рисования Владимир Горбунов. Он собирал открытки всю жизнь, начал еще до войны, воевал, попал в плен, но даже в концлагере умудрялся собирать открытки.

И.Я. Билибин. Михайло Потык. Издание "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1903)
И.Я. Билибин. Михайло Потык. Издание "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1903)

СБИТЕНЩИК-МОТИВАТОР

— Я с родителями жил в Кишиневе, — вспоминает Виталий Третьяков. — Начал собирать открытки в первом классе, в 1965 году. Между школой и домом был книжный магазин. Родители давали деньги на пирожки, а я покупал открытки. Советские издательства были настроены весьма "культуртрегерски": на все детские интересы выпускались открытки. Мне нравились мальчишеские темы, связанные с историей флота, армии — историей нашей страны. Я часто говорю: коллекционирование — кузница патриотов. Меня в первом классе дразнили "Третьяковская Галерея": я знал всех художников.

Родители хобби сына поддерживали. В третьем классе учительница предложила юному собирателю организовать выставку своей коллекции в школе. Мальчик понял, что открытка — это серьезно.

В восьмом классе Виталий купил книгу "Филокартия" Михаила Забоченя. Там прочитал об открытке с красным крестом на оборотной стороне, которую случайно купил накануне, — "Сбитенщик". Выяснилось, что это открытка лучшего в России дореволюционного издательства, выпустившего 6,5 тысячи открыток.

Оборотная сторона открытки "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1912)
Оборотная сторона открытки "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1912)

У "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" было эксклюзивное право на печать открыток с изображением царской семьи. Кроме того, Красный Крест издал 3 тысячи пейзажных открыток с видами российских городов. Так люди узнавали свою страну. Эти открытки рисовали знаменитые художники Серебряного века, а все средства от продажи открыток шли исключительно на благотворительные цели. На открытках было написано "Община святой Евгении". Община входила в состав "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста". Пожалуй, открытки Красного Креста — самые известные русские открытки, оказавшие воздействие на культурную среду.

У восьмиклассника возникла цель собрать "весь Красный Крест". К 40 годам удалось приобрести около 5 тысяч открыток издательства Красного Креста, написать и издать книгу "Открытые письма Серебряного века". Постепенно коллекционный интерес Третьякова сфокусировался на трех направлениях. Первое — Красный Крест, второе направление — крымское: виды Партенита и его окрестностей. Наконец, третья тема, которая продолжается до сих пор, — лайнеры. Сейчас в коллекции Виталия Третьякова не хватает только настоящего лайнера, зато открыток с ними около 2 тысяч, и посвящены они 400 пароходам. Свои коллекции от созданного им музея Виталий Третьяков не отделяет.

Юные сотрудники под руководством Виталия Третьякова разбирают новые поступления открыток
Юные сотрудники под руководством Виталия Третьякова разбирают новые поступления открыток

ВЫЙТИ ИЗ ШКАФА

— По образованию я психолог, окончил ЛГУ, там же защитил кандидатскую и докторскую диссертации, — говорит Виталий Петрович. — Я действующий профессор, знайка и в своем музее готовлю знаек. Открытка дает мне толчок в познании истории. До сих пор мой самый любимый период в истории отечественных открыток — начало XX века, "Мир искусства". Коллекционер — это человек, обуреваемый целью. Я четко понимаю и разделяю: в коллекционировании есть рефлекс цели и желание получить знание. Во мне преобладает желание получить новое знание о предмете, об открытке. Свою коллекцию открыток Красного Креста в 5 тысяч экземпляров я продал. Поступок, не характерный для коллекционера. Некоторые люди забавно полагают: раз ты не собственник — значит, не коллекционер. Я смеюсь иногда над коллегами: "Вы собираете не открытки, а бумажные уголки!" То есть не истории, а "картонное поголовье". Когда главное не информация, а состояние "объекта" и цена. Я не собственник, потому и создал музей: не коллекцию, а собрание. В личной жизни коллекционеру Третьякову приходилось слышать упреки в том, что открытки ему дороже живых людей. С первой женой из-за этого пришлось расстаться. Помимо открыток азартный собиратель покупал номера старого журнала "Аполлон". С таким мужем-студентом не разбогатеешь!

— Большинство коллекционеров скрывают свои покупки от жен либо... не имеют жен. Да, хобби можно сравнить с любовницей, — шутит Третьяков.

Хобби послужило и предметом научного интереса психолога Виталия Третьякова — он сделал несколько докладов о природе коллекционирования.

Возник музей спонтанно. В 2001 году в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга поступили посылки из Новосибирска. В ящиках были открытки — 17 тысяч. Такой подарок отправила женщина, которой открытки остались по наследству от родителей. Но библиотеку такой масштабный подарок обескуражил, так как в советское время она получала все экземпляры выпускаемых открыток. Столько дублей явно не в радость. Как быть? Виталий Третьяков в тот момент был вице-президентом Фонда культуры Петербурга. Вот ему и предложили сибирское наследство. Третьяков озадачился: зачем ему, узкому коллекционеру, "советский клад"? Но совет дала жена, директор школы в Гатчине: взять открытки и показать школьникам, как с ними работать. Так и сделали — открытки под руководством Третьякова рассортировали дети, которым это было интересно, и заполнили школьный шкаф. Этот шкаф был назван музеем и торжественно открыт 2 ноября 2002 года. Об открытии рассказали на радио. В школу стали присылать открытки как в музей. Тут хочешь не хочешь, а станешь настоящим музеем.

Вид на Партенит и гору Аюдаг. Издание Дмитрия Николича (Ялта, 1900-е годы)
Вид на Партенит и гору Аюдаг. Издание Дмитрия Николича (Ялта, 1900-е годы)

Люди отдали — надо хранить. А у хранителя Третьякова появился, как он говорит, "жуткий драйв" собирателя музея. В 2013 году музей "прописался" на Петроградской стороне, где мы и встретились с Виталием Петровичем и его цветными сокровищами. Сегодня Виталий Третьяков считает музей главным делом жизни. Коллекция прирастает новыми экземплярами ежемесячно: люди присылают открытки, приносят. Встречаются уникальные экземпляры. На открытки Третьяков тратит много времени, денег и привозит пополнение для музея отовсюду. Дубли приходится увозить на дачу. В музее открытки со всего мира — от допочтовой истории до сегодняшнего дня. Свою задачу Виталий Третьяков формулирует так: "Чтобы музей формировался и остался после меня". Увы, сыновьям коллекционера любовь к открыткам не передалась.

ЕЖИКИ, ЭМИГРАЦИЯ И КОКОШНИК

Как-то в доме для престарелых Виталий Третьяков рассказывал об открытках. Одна пожилая женщина захотела сделать ему подарок, смущенно спросив, не посчитает ли он ее сумасшедшей. Подаренная старушкой открытка оказалась из "ежиной серии", которую издавали в ГДР в 1970-е для русских. Потому и надпись неоднозначная для русского уха: "С приветом!" Забавную серию про ежиков Третьяков очень любит. Но самые дорогие сердцу — открытки русского зарубежья и советские рисованные открытки.

М.В. Добужинский. Александринский театр. Издание "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1903)
М.В. Добужинский. Александринский театр. Издание "Санкт-Петербургского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста" (СПб., 1903)

Вот и сейчас Виталий Петрович бережно раскладывает на столе старые открытки, которые издавались в Америке к Рождеству и Пасхе. Привычные сюжеты: церкви, березки, бытовые сценки. Их автор — архимандрит Киприан, в миру — Кирилл Дмитриевич Пыжов. Он в 14 лет попал в эмиграцию как сын одного из полков армии барона Врангеля. В советское время об этих открытках ничего не знали. В северо-западной части города Уоррен, округа Херкимер, штат Нью-Йорк есть небольшое селение Джорданвилл. Там расположен Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь. Помимо открыток с видами обители в Свято-Троицком монастыре издавались открытки к основным православным праздникам. Они созданы русским человеком для русских. В эмиграции русские всегда хотели переписываться на русских открытках. Это неудивительно: человек должен знать, откуда он!

— Русские для русских на протяжении всех волн эмиграции издавали открытки, — поясняет Третьяков. — Уехав из страны, русские сохраняли свою идентичность, в том числе благодаря открыткам. Я смотрел большие коллекции русских открыток за рубежом, и идея "самодержавия, православия, народности" бросается в глаза. За рубежом открытки издавали русские православные монастыри. Самые крупные издатели русской открытки для эмигрантов — Николай Мартьянов и Александр Яременко. Яременко уехал за границу еще до революции, он был сотрудником русского посольства в Америке. И остался там после революции. Когда после Второй мировой войны в Америку в огромном количестве стали приезжать русские, он, видимо, решил, что открытки — неплохой бизнес. И начал их издавать. Второй крупный издатель русской открытки за рубежом — Мартьянов. Еще будучи учеником гимназии, он познакомился с Александром Керенским, будущим премьер-министром Временного правительства. Дружба эта продолжалась всю жизнь. Именно под влиянием Керенского Мартьянов в студенческие годы примкнул к партии социалистов-революционеров. В 1917-м Николай Мартьянов начал активно бороться с большевиками. В 1918-м принял участие в эсеровском заговоре, организованном с целью покушения на жизнь Ленина. Вместе с другими заговорщиками Мартьянов был арестован, но ему чудом удалось освободиться и бежать на юг, где уже формировалась белая армия.

Архимандрит Киприан (Кирилл Дмитриевич Пыжов; 1904–2001). Христос воскресе! (Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилл, 1950–1960 годы)
Архимандрит Киприан (Кирилл Дмитриевич Пыжов; 1904–2001). Христос воскресе! (Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилл, 1950–1960 годы)

В 1920 году после поражения врангелевской армии отбыл за границу, вначале в Прагу, а затем — в США. С середины 1940-х по 1980-е годы Мартьянов — крупнейший американский издатель открыток для русских, переиздавал многие дореволюционные открытки. Сейчас его дело продолжают наследники. Во всех волнах эмиграции открытки для русских отображают тему православия. В первой волне — самодержавие, народность. Во второй — самодержавие исчезает. В третьей и четвертой волнах остаются только православие и народность. Сейчас, уже в пятой волне, в основном православие.

— В советское время многое было нельзя. А в открытке — можно, — рассказывает Третьяков. — Советские открытки рисовали замечательные художники. Часто — мультипликаторы: они делали очень веселые, живые открытки. В постперестроечное время в России многие издатели попробовали вернуться к дореволюционным дизайнам. Но это оказалось совсем не востребованным. Менталитет сильно изменился. В Россию пришли западные издательства, но их открытки не покупают. Почему? Красиво, но домик "не наш", чужой, зверушек мы рисуем по-другому, и не понятно, почему олень помогает мужичку в короткой красной курточке. Мы, конечно, вспомним, что перед нами Санта-Клаус и его олень. Но тогда тем более мы ее не купим. Открытка как визуальный знак должна отображать свое. Начали рисовать что-то свое, пока это свое ищут.

Фонд музея напоминает библиотечный каталог, его можно назвать архивом
Фонд музея напоминает библиотечный каталог, его можно назвать архивом

Сегодня девушка в кокошнике и мужчина в сапогах и косоворотке с балалайкой как что-то свое не осмысливаются. Если о стиле советской открытки можно говорить, то о стиле постсоветской открытки говорить нельзя. Но понятно, куда не надо ходить. Первое — в переиздание дореволюционных сюжетов (сентиментальные). Второе — не копировать западные сюжеты.

Современные открытки отличаются от теплых советских и трогательных дореволюционных формальностью. Поздравительные, видовые открытки сегодня снова популярны. Но вот что замечательно на нынешних открытках — так это юмор. Картинки разной степени забавности — примета времени, то, чего не было в истории открыток прежде. Многие сделаны по подобию европейских — картинка с клишированным текстом. Но на Западе принято открытку хотя бы подписывать, пусть и с готовым текстом. В современной России, увы, потеряна поздравительная культура: открытка потеряла свою сердечность, а текст — интимность. Сам Виталий Петрович подписывает открытки к праздникам и очень обижается подаркам без открытки и открыткам без подписи.

* * *

Открытки — это детство. Немного найдется людей, равнодушных в детстве к открыткам. Кто-то сохраняет привязанность к цветным картинкам на долгие годы, кто-то охладевает, кто-то считает это "сентиментальной блажью". Но каким бы ни было субъективное отношение к открыткам, не стоит спорить, что эти картонные картинки расскажут очень многое не только о дарителе, но и о времени, в котором эта открытка родилась. А мы, потомки, решаем, как относиться к высказываниям и эмоциям, запечатленным на открытках. Пойду достану свои открыточные сокровища...

Лайнер "Мавритания". Открытка издана в Англии в 1920-е годы
Лайнер "Мавритания". Открытка издана в Англии в 1920-е годы

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ОТКРЫТКИ?
Сначала возникла почтовая карточка — формуляр: на одной стороне — адрес, на другой — текст. Появилась она в Австрии в 1869 году. В России карточка, которую у нас назвали "открытым письмом", появилась в 1872 году. Картинок поначалу не было, только герб и марка. Пользоваться ею могли все сословия. Настоящая открытка появилась, когда востребованность почтовой карточки стала таковой, что государство не успевало их печатать — карточка должна быть с маркой. А это деньги. Поэтому в 1895 году в России государство разрешило частникам печатать почтовые формуляры. А частники чем могут конкурировать? Картинкой. Потому с 1895 до 1904 года шла борьба за лицевую сторону. В 1904-м разрешили разделить стороны на две части, отдав одну из сторон открытки картинке. Поначалу изображали виды городов — "привет оттуда-то". В основном они были литографированными. Практически сразу появились коллекционеры. Тематика стала расширяться, появились поздравительные открытки: Рождество, Пасха, день ангела. Позже стали появляться событийные открытки. Совершенствовались фотоаппарат и техника печати. Открытка дешевела и стала доступна всем.