Найти в Дзене

Пружины эмоций: внутреннее и внешнее

Оглавление

Эмоции, по современным представлениям, «питаются» из двух источников. Первый — когнитивная обработка информации (мысли), второй — телесные ощущения, в том числе, вегетативные (о своём физиологическом состоянии). Кажется, что понятно, как развивать саморегуляцию и осознанность в отношении эмоций, берущих начало в мыслях. С телесной составляющей в части осанки и движений тоже более-менее понятно. А как быть с вегетативной составляющей эмоций? И что тут вообще в нашей власти?Откуда берутся эмоцииЕсть система эмоций top-down и bottom-up, и первые (из когнитивных посылок) регулировать намного легче. А вторые тоже важны, и именно они создают «общий фон», влияющий в том числе, на когнитивную обработку поступающей извне информации. Можем ли мы что-то сделать со второй частью, с эмоциями, буквально поднимающимися из глубины нашего существа (bottom-up — хорошо звучит).

Простые трюки

  • В холодный день или лучше вечер, когда вы устали, проголодались и идёте или едете домой, поместите внимание сначала в правую нижнюю четверть грудной клетки (ниже молочной железы у женщин и нижнего края большой грудной мышцы у мужчин и у всех выше нижнего края рёбер). Туда, внутрь. Там печень, самый горячий орган тела. Пару минут подержать внимание в печени и переместить его в желудок. Это слева, часть желудка выше края рёбер, часть — обычно ниже, у разных людей форма и расположение желудка различаются; в любом случае, это то место, которое сжимается, когда вы чувствуете голод и аппетит, и в котором ощущается приятное тепло после хорошего обеда, а после слишком обильного — тяжесть. Когда человек голодный и усталый идёт домой, в желудке не тепло и пусто. Подержите внимание в желудке пару минут. Сравните ощущения с тем, что было в печени. Ощущения и физические, и эмоциональные.

2. Попробуйте поместить внимание в колени после долгой прогулки или пробежки, или танцев и в день без физических нагрузок. И пронаблюдать разницу. Если получится, отдельно заметить состояние связок, окружающих сустав, суставной капсулы (давление, температура) и тканей, окружающих суставную сумку (кожа, подкожная клетчатка). Здесь контраст между эмоциональными ощущениями, сопровождающие то и другое наблюдение, будет не столь резок, но может быть выражен. А у кого-то и резок.3. Уже не простой трюк — наблюдать характерные для себя связки эмоций, направления мыслей и самочувствия. Проще это делать на примере часто встречающихся достаточно ярких и легко проверяемых вегетативных событий. Например, снижения уровня глюкозы в крови (не всегда ощущается именно как голод, особенно, если человек был увлечён чем-то и забыл поесть), колебания уровня гормонов (тут повезло женщинам — у нас есть ПМС) и так далее.Обнаружение «вегетативных корней» собственных эмоций меняет взгляд на сами эмоции, оказывается, что духовного в эмоциональной жизни большинства людей (я не говорю о святых и бодхисаттвах) намного меньше, чем казалось.

Важность интеллектуальной модели тела для развития интероцепции

Чтобы направлять внимание в какую-то область, нужно иметь об этой области представление. Упражнения, которые я описала в предыдущем разделе, невозможно сделать без представления, где рёбра, где большая грудная мышца и т. д.Удивительных успехов в сочетании интероцепции с анатомическими знаниями, полученными при вскрытиях достигли доктора, создавшие традиционную китайскую медицину. У них не было приборов для измерения физиологических функций, тем более не было способов «заглянуть» внутрь живого человека, не повредив его тело (таких, как рентген, МРТ и т. д.), не было микроскопов (по крайней мере, электронных и лазерных, а также иммунофлюоресценции и т. д.). Но представление, например, о нейрофизиологии и нейроанатомии, хоть и изложено непривычным нам языком и понятиями, не противоречит современному. Хороший перевод на русский с пояснениями можно прочесть в книге «Китайская медицина» А.Н.Ахметсафина.Я думаю, что изучение анатомии и гистологии (науки о строении тканей) важно для развития умения чувствовать и различать телесные ощущения. Здесь важно получить представление об органах и разных структурах тела не как о «пластиковых детальках», а почувствовать их как живые объекты, имеющие разную плотность, температуру, пульсирующие, эластичные, влажные, гладкие и подвижные.

Наталья Цветкова - эмбриолог по образованию (биофак МГУ), трогает людей остеопатическими, кинезиологическими и другими мягкими способами. Проводит семинары для телесных практиков и психологов по основам биологии развития, анатомии и разным аспектам механочувствительности.

========
Подписывайтесь на 
наш Дзен-канал

Следите за нашими новостями в социальных сетях:

YouTube

Фейсбук

Инстаграмм

ВКонтакте

Soundcloud