Найти тему

Трубы вышли на турецкий берег

ТРУБЫ ВЫШЛИ НА ТУРЕЦКИЙ БЕРЕГ

С ПЕРВОЙ НИТКОЙ ГАЗОПРОВОДА – ПОЛНАЯ ЯСНОСТЬ;  ЗА МАРШРУТ ВТОРОЙ БОРЮТСЯ ПОТРЕБИТЕЛИ, ПЫЛ КОТОРЫХ ПЫТАЮТСЯ ОСТУДИТЬ США 

В понедельник Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в режиме телеконференции из Стамбула приняли участие в торжественной церемонии по случаю завершения строительства морской части газопровода «Турецкий поток». 

В Конференц-зале отеля Hilton в Стамбуле, где проходила церемония, сидели не меньше 4-х тысяч человек, еще столько же стояли в фойе и проходах. 

Торжества начинались на дальних подступах к конференц-залу, перед отелем, где толпы людей фотографировались и обнимались. При этом церемония уже началась: 

− Тысячи метров труб были уложены в подводное ложе на глубину полторы-две тысячи метров! − рассказывал со сцены ведущий. 

Участники только было расселись, как он произнес цифру − 150 тысяч. Такое количество труб диаметром 812 миллиметров было уложено на морское дно. Зал встал. 

На сцену начали выходить Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Сидя сфотографировать их было совершенно невозможно. Стоя, вообще- то тоже, потому что стояли все, кто только что сидел. 

Ведущий предупредил, что сейчас покажут документальный фильм о строительстве трубопровода. В этом фильме были море, солнце, трубопровод, а главное, Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, которые в составе своих делегаций то и дело что-то подписывали в разное время и разных парадных залах. И всякий раз, когда очередному подписанному документу аплодировали на экране члены делегаций, люди в зале тоже начинали бешено аплодировать. 

Выступление турецкого президента Реджеп Тайип Эрдогана собравшиеся в едином порыве сопровождали овацией, криками «Браво», а после слов: «Турция − самостоятельная страна. Мы никогда не строим отношения в зависимости от мнения третьих стран!» − раздался мощный одобрительный свист и гул. 

− Уважаемый мой друг Владимир Владимирович Путин! − Реджеп Тайип Эрдоган пробовал перекричать еще не утихшие крики радости. − В этом году мы поставили рекорд посещаемости Турции со стороны российских туристов! Уверен, сотрудничество с Вами принесет новые плоды! 

Зал захлестнула очередная овация. А когда, повернувшись к Эрдогану, «дорогой друг!» произнес Владимир Путин, там началась просто истерика. «Пройден самый сложный − морской этап! − рассказывал Путин». − И сам заражался лихорадочным настроением: «Газ − это не просто дырку в земле просверлить!» − Путин благодарил Эрдогана «за проявленную волю и мужество!». «Почему?! − воскликнул Путин. − Да потому, что в условиях растущей конкуренции без этого подобные проекты просто не реализуются!». 

Таков антураж, входит в подробности «Коммерсантъ». 

В мероприятии в режиме видеоконференции принимали участие представители «Газпрома», в частности, глава компании Алексей Миллер. Именно он доложил с судна-трубоукладчика Pioneering Spirit, что «труба «Турецкого потока» с завершающим стыком спущена в акваторию Черного моря». 

Газовая магистраль состоит их двух ниток мощностью 15,75 млрд кубометров газа в год и длиною более 900 километров каждая, напоминает «Независимая газета». 

По первой нитке газ пойдет потребителям Турции, обеспечив 15 миллионов домохозяйств. Вторая предназначена для поставок газа в страны Южной и Юго-Восточной Европы. И где она пройдет – в этом главный вопрос. 

Хотя работы ведутся с опережением графика. Ранее планировалось завершить морскую укладку только в декабре 2018 года, однако удалось сделать на полтора месяца раньше. Теперь судно-трубоукладчик Pioneering Spirit освободилось и может отправиться на другой важный проект Газпрома – «Северный поток – 2», где его уже ждут, сообщает «Взгляд». 

С учетом перехода судно должно появиться в российских территориальных водах Балтийского моря до 1 декабря и начать укладку труб «Северного потока –2». По данным на 6 ноября (более поздних данных нет), на дно Балтийского моря уже уложено более 200 км газопровода, но теперь темпы укладки возрастут. 

Что касается первой нитки «Турецкого потока», то там полная определенность: предстоит закончить строительство сухопутной части газопровода по турецкой территории, чтобы ввести его в эксплуатацию в 2019 году. 

Таким образом, Турция входит в тройку крупнейших покупателей газа России после Германии и Италии. Два морских газопровода – «Голубой поток» и «Турецкий поток» – позволят России поставлять Турции весь объем газа напрямую, без транзитера» (раньше газ в Турцию шел через Украину и Болгарию; а также напрямую – через Черное море, по системе «Голубой поток»). 

«Это, безусловно, сделает из Турции серьезный европейский хаб и отразится на геополитическом положении Турецкой Республики», – сказал Путин. Проект имеет большое значение не только для экономического развития Турции и всего Черноморского региона. 

Однако сказать, что судьба «Турецкого потока» безоблачна, вряд ли возможно, отмечает «Взгляд». Начнем с того, что в 2014 году США добились уничтожения проекта «Южный поток». А «Турецкий поток» – это ответ двух стран Вашингтону. Изначально газопровод должен был быть четырехниточным мощностью 63 млрд кубометров в год, однако сбитый Турцией российский военный самолет чуть было не похоронил проект заживо. Вскоре его восстановили, но в усеченном виде – двухниточном (мощностью 31,5 млрд кубов в год). Вторую половину ранее планируемого газа (31,5 млрд кубов) вести через Турцию Москва решила завести в Европу с Севера, решив строить «Северный поток-2». 

Ради двух ниток «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд кубометров газа в год каждая Россия пошла на уступки своему южному партнеру. Во-первых, Газпрому пришлось уйти с высокомаржинального внутреннего газового рынка Турции. Во-вторых, предоставить скидку на газ. 

При этом политические риски и проблемы вокруг «Турецкого потока» вряд ли закончились, полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Основная битва за судьбу второй нитки еще впереди. 

За спиной «Северного потока – 2» стоит сильная Германия, которая способна хоть как-то противостоять США, а также пять крупнейших европейских компаний – партнеров Газпрома: немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, нидерландско- британская Royal Dutch Shell и французская ENGIE. 

А на юге Европы, во- первых, больше поставщиков газа. К примеру, летом в Турции запустили Трансанатолийский газопровод (TANAP) для поставок азербайджанского газа в Европу (6 млрд кубов в год в Турцию плюс 10 млрд в ЕС). 

Во-вторых, куда менее влиятельные покупатели, с которыми США могут делать, что хотят. 

Сейчас все понимают, что даже санкции уже вряд ли остановят строительство «Северного потока – 2». Поэтому американцы и остальные критики переключатся на вторую нитку «Турецкого потока»: шансы для успешной борьбы выше, поскольку заинтересованные во второй нитке страны не отличаются самостоятельностью. Особенно Болгария, которая один раз уже выкинула фортель, превратив «Южный поток» в «Турецкий поток». Да и связанную по рукам и ногам кредитами МВФ Грецию могут напугать, поясняет Юшков. 

Россия до сих пор не определилась с маршрутом второй нитки. Во всяком случае, публично детали не озвучивала. Это может быть путь через Болгарию, Сербию, Венгрию в Австрию. Либо через Грецию в Италию или даже из Греции на север Европы. 

Греция настаивает на том, чтобы европейское продолжение «Турецкого потока» было построено через греческую территорию. Об этом заявил премьер-министр Греции Алексис Ципрас, выступая на третьем Салоникском саммите лидеров балканских государств, где присутствовали премьеры Болгарии и Сербии, а также вице-премьер Румынии, сообщает «ТЭКНО БЛОГ» 

«В настоящее время изучается возможность отвода ветки от магистрального газопровода East- Med на Балканы, и мы продвигаем в Брюсселе значительные перспективы расширения газопровода «Турецкий поток» на Грецию», – сказал Ципрас. 

Завершение «Южного газового коридора», частью которого является Трансадриатический трубопровод (TAP), – проект, имеющий первостепенное значение для Греции и являющийся также элементом энергетической стратегии ЕС. «Планируется подключить TAP как к газопроводу-интерконнектору «Греция – Болгария» (IGB), так и к планирующемуся межсистемному газопроводу Греции с Македонией, чтобы поставлять природный газ в страны Западных Балкан», – пояснил он. 

В свою очередь, Теодора Георгиева, исполнительный директор компании ICGB AD, являющейся оператором проекта строительства интерконнектора «Греция – Болгария», рассказала, что работы для начала постройки IGB завершены уже больше чем на 80%. 

Полностью согласована финансовая часть проекта, ведутся переговоры относительно подготовки межправительственного соглашения между Болгарией и Грецией по вопросам налогообложения сроком на 25 лет. 

Ранее стала известна примерная дата начала поставок природного газа по «Турецкому потоку». «К 1 января 2020 года можно будет подавать газ уже по… двум ниткам, общей мощностью 31,5 млрд кубических метров газа», – заявил глава Министерства энергетики РФ Александр Новак в интервью телеканалу «Россия-24» в кулуарах Российской энергетической недели. 

«Продолжение одной нитки должно обеспечить поставки газа в юго-восточную часть Европы, в те страны, которые нуждаются в газе. Есть разные варианты маршрута. Есть вариант Греция и Италия, есть варианты поставок газа через Турцию в Болгарию, дальше Сербия, Венгрия и в Австрию», – рассуждает министр. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ 

Евгений КРАН /рис./