Эшник выдал качественный текст, раскрывающий ход и значение ликвидации РУОП для страны и для нас, рядовых ее граждан.
6 сентября 2008 года около 10:00 заступивший на суточное дежурство меньше двух часов назад шифровальщик областного милицейского главка, ознакомившись с текстом очередной ШТшки, поменявшись в лице, побежал с напечатанным на листе бумаги текстом к начальнику.
В понедельник 8 сентября 2008 года, личный состав УБОП СКМ, как обычно спешил в ППД, расположенный в старинном двухэтажном особняке, неподалёку от бетонной громады здания главка. Утро начиналось как обычно - кто-то стоял с сигаретами у крыльца, обмениваясь новостями, проворачивались ключи в замках, открывая доступ в служебные кабинеты, глухо поскрипывали петли сейфов. Несмотря на понедельник, настроение всем поднимала наступившая после ливневых дождей августа, хорошая погода бабьего лета...
"Личному составу управления собраться в актовом зале", - раздалось из динамиков громкой связи. Совещание с начальником по понедельникам было традицией и никого не насторожило.
Лицо невысокого кряжистого полковника, сидящего в президиуме, было хмурым и сосредоточенным.
- Товарищи офицеры, в соответствии с указом Президента, подразделения по борьбе с организованной преступностью в составе МВД ликвидируются...
Так заканчивалась недолгая история одних из самых эффективных подразделений МВД. Ликвидация ГУБОП стала началом упадка и коррупционного разложения всей системы госорганов РФ.
В конце 80-ых Партия и Правительство ясно осознали, что переход к рыночным отношениям повлек за собой изменение структуры преступности СССР. Отсутствие современной нормативно-правой базы в сфере экономики и уголовного права(формально действия преступников попадали под статью "Бандитизм", но кто в СССР отважился бы признать факт наличия оргпреступности, а действующее уголовное законодательство статьи Вымогательство не предусматривала), породило структурированные, хорошо вооруженные и организованные преступные сообщества, которые занимались рэкетом в период первоначального накопления капитала. Тем не менее государство вынуждено было ответить на новые угрозы обществу. В составе МВД стали формироваться специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью. Кстати, первопроходцем в данном направлении деятельности стал 6-ой отдел уголовного розыска УВД Днепропетровской области УССР, созданный в далёком 1986 году. В 1988 году было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью на базе 6-го Управления МВД СССР. Постепенно нарабатывались методики, личный состав совершенствовал навыки, улучшалось техническое оснащение. После распада Союза, окончательное формирование ГУОП произошло в 1993 году, тогда же и были созданы 15 региональных управлений - РУОП. В 1998 году Главное управление стало именоваться ГУБОП, такая структура просуществовала до 2001 года, когда РУБОПы передали в подчинение территориальных милицейских управлений. Однако эти оргштатные изменения практически не сказались на качестве работы. Основными направлениями деятельности оставались: борьба с бандитизмом, похищениями людей и освобождение заложников, борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия, противодействие этнической преступности, контроль за деятельностью преступных лидеров, борьба с экономическими преступлениями. Позже добавились функции противодействия незаконному обороту наркотиков и терроризму.
Разумеется, что концентрация полномочий и фактический карт-бланш от руководства страны значительно упрощали работу. Безжалостная мясорубка "краснопогонного террора" прошлась паровым катком по большинству ОПС. Последствия для последних были весьма трагичны - десятки ликвидированных лидеров преступных группировок, сотни отправленных на длительные тюремные сроки, огромное количество изъятого оружия, разгромленные общаки, завербованные "первые лица" в преступной среде. Благодаря работе РУБОПов значительно улучшилась крминогенная обстановка в городах и весях необъятной, заказные убийства, перестрелки и взрывы перестали быть обыденностью для граждан.
До сих пор не умолкают споры о законности и моральной стороне методов работы. Мое мнение таково, что в той войне, которую вели мои коллеги, были хороши любые методы. Государство не могло оказаться проигравшей стороной! Да, зачастую провокации, "подбросы" наркотиков и оружия, были основными методами работы. Ну а как иначе? Как привлечь к уголовной ответственности "вора в законе" - руководителя ОПС, если он только отдает приказы, причем с глазу на глаз? Именно жесткость на грани жестокости, попрание моральных принципов и предопределило конечный итог противостояния. В некоторых зданиях РУБОП во дворе стояли металлические клетки для задержанных, в коридорах в стены были вмонтированы металлические конструкции для пристёгивания наручников. Пытки, побои, внесудебные расправы были обычным явлением.
Высшим пилотажем считалось натравить одну банду на другую, в целях сбережения жизней и здоровья сотрудников. Как вам такое, либеральные защитники прав человека? А какие методы работы использовали бы вы? И какие были бы результаты? Принципы функционирования ОПС 90-ых безвозвратно уходили. Оставшиеся в живых и на свободе спешно легализовывались, создавая финансовые и коммерческие структуры, что на фоне хлынувших в начале нулевых в страну нефтедолларов, положило начало формированию новой национальной идее - построения "суверенной демократии", а по факту бандитского государственно-монополистического капитализма. Кровавые деньги бывших преступных главарей, а ныне уважаемых депутатов и бизнесменов позволяли быстро находить общий язык с высокопоставленными чиновниками, милиционерами и чекистами. В новых реалиях на фоне все усиливающейся деградации властных и общественных институтов, подразделения по борьбе с организованной преступностью постепенно превращались по сути в ЧВК, предоставляя живую силу и технику сторонам, воюющим за распределение бюджетных потоков. Остаться в стороне от сращивания криминала, бизнеса и государства получалось не у многих оперативников, кто остался верен чести и долгу. Руководство ГУБОП, позднее переименованного в Департамент, считало своим моральным правом "крышевать" коммерсов из числа вчерашних бандитов. Распад набирал обороты, стали обыденностью забытые в туалетах здания на Шабаловке барсетки с долларовым кэшем, заказные посадки и убийства. Тем не менее РУОП оставался грозным инструментом государственного принуждения, выполняя в том числе функции политической полиции, при этом оставаясь серьезной угрозой для криминальных авторитетов, продажных ментов и аффилированных с ними коммерсов. С последним мириться было нельзя. Умело лоббируя свои интересы, играя на антагонизме РУОП с ФСБ, которой он составлял реальную конкуренцию, используя коррупционные связи, ставшие легальными ОПС добились ликвидации "красного монстра". На базе ликвидированных территориальных УБОПов создавались подразделения по противодействию экстремизму и государственной защиты(судьям, прокурорам и прочей шелупони резко стало страшно за свои никчемные жизни), сотрудников, занимавшихся этнической преступностью и преступностью организованной переводили в спешно создаваемые отделы УУРов... Разгром был полнейший, огромная агентурная сеть была уничтожена, многие из "чекеров" были натурально слиты и пополнили собой списки последних потерь проигранной РУОП войны. Большинство сотрудников продолжили службу в других подразделениях, бережно храня старые милицейские шевроны, вымпелы и значки, как память навсегда ушедшей эпохи, когда преступники боялись не закона, а оперативников.
https://t.me/BAD_LT - канал