Найти в Дзене
dokukin.live

Автобусы, на которых мы ездили: старый, добрый «Икарус»

Запах солярки и холод в салоне зимой. Одиночные или сочлененные («гармошкой») все это – венгерские автобусы «Икарус». Кто их не помнит? Сегодня речь пойдет о герое пассажирских перевозок СССР «Икарусе-280». Он же «колбаса», он же «длинный», он же «гусеница», и, конечно, он же «гармошка».

Венгерские «Икарусы» массово поставлялись в СССР с конца 60-х годов. За 40 лет в Советский союз было ввезено 143 тысячи автобусов этой Марки. Согласитесь, цифры внушительные. Самую массовую модель пассажирских перевозок – «Икарус-280» выпускали с 1973-го года. Эти автобусы были предназначены для городских и пригородных маршрутов. Они выходили в рейсы во многих городах СССР и стали такими же культовыми, как ЛиАЗ «луноход», о котором я рассказывал в прошлом материале.

«Икарус-280». Фото с сайта http://www.opoccuu.com
«Икарус-280». Фото с сайта http://www.opoccuu.com

Главный, запомнившийся многим недостаток этой модели, – жуткий холод в салоне зимой. Говорят, в 20-градусные морозы их на ночь не глушили. Автобусы стояли в автопредприятии, прогреваясь на холостых оборотах всю ночь. Про автобус в шутку говорили, что его салон отапливается выхлопными газами. Запах был незабываемым. Вспомните, как открывались двери автобуса с узнаваемым звуком – эдаким магическим шипением.

Многие, кто ездил в «гармошках», отчётливо в салоне зимой отогревали ладошкой заледеневшие стёкла, чтобы не проехать свою остановку. Причина холода проста. Автономный отопитель, который входил в конструкцию автобуса, питался соляркой, и был связан с системой охлаждения двигателя. Попутно с основными функциями по обогреву салона он служил и предпусковым подогревателем. Многие водители, пытаясь сэкономить горючку, просто отключали эту систему, подвергая пассажиров испытанию холодом.

Глядя на фотографию «Икаруса 280», отчетливо вспоминается запах гари в салоне. Нередко детей в этих автобусах ещё и укачивало. Тем не менее, дети и подростки любили кататься в них в них, так как «Икарус» был сам по себе символом увлекательных поездок. В салоне «Икарусов» была металлическая табличка на русском языке с названием города, в котором производились эти автобусы. Город назывался Секешфехервар. Прочтение вслух названия города сильно забавляло. Для детей восторг вызывала поездка на кругу сцепки между салонами во время поворотов.

Фото с сайта https://www.yaplakal.com
Фото с сайта https://www.yaplakal.com

Что уж говорить, но «Икарус 280» на протяжении многих лет являлся «лицом» автобусного парка больших городов. Эти автобусы поставлялись из Венгрии в СССР и Россию без малого 30 лет. Смело можно сказать, что «Икарус 280» – это целая эпоха в истории городского транспорта.

Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта https://pikabu.ru/

Хоть (по сравнению с нынешними автобусами) «Икарус 280» далек от идеала, с ним всё же связан определенный период жизни каждого человека, когда каждое утро он встречал пассажиров на остановке и вез на работу или в институт. Этот навеивает воспоминания с приятными оттенками.