Запах солярки и холод в салоне зимой. Одиночные или сочлененные («гармошкой») все это – венгерские автобусы «Икарус». Кто их не помнит? Сегодня речь пойдет о герое пассажирских перевозок СССР «Икарусе-280». Он же «колбаса», он же «длинный», он же «гусеница», и, конечно, он же «гармошка».
Венгерские «Икарусы» массово поставлялись в СССР с конца 60-х годов. За 40 лет в Советский союз было ввезено 143 тысячи автобусов этой Марки. Согласитесь, цифры внушительные. Самую массовую модель пассажирских перевозок – «Икарус-280» выпускали с 1973-го года. Эти автобусы были предназначены для городских и пригородных маршрутов. Они выходили в рейсы во многих городах СССР и стали такими же культовыми, как ЛиАЗ «луноход», о котором я рассказывал в прошлом материале.
Главный, запомнившийся многим недостаток этой модели, – жуткий холод в салоне зимой. Говорят, в 20-градусные морозы их на ночь не глушили. Автобусы стояли в автопредприятии, прогреваясь на холостых оборотах всю ночь. Про автобус в шутку говорили, что его салон отапливается выхлопными газами. Запах был незабываемым. Вспомните, как открывались двери автобуса с узнаваемым звуком – эдаким магическим шипением.
Многие, кто ездил в «гармошках», отчётливо в салоне зимой отогревали ладошкой заледеневшие стёкла, чтобы не проехать свою остановку. Причина холода проста. Автономный отопитель, который входил в конструкцию автобуса, питался соляркой, и был связан с системой охлаждения двигателя. Попутно с основными функциями по обогреву салона он служил и предпусковым подогревателем. Многие водители, пытаясь сэкономить горючку, просто отключали эту систему, подвергая пассажиров испытанию холодом.
Глядя на фотографию «Икаруса 280», отчетливо вспоминается запах гари в салоне. Нередко детей в этих автобусах ещё и укачивало. Тем не менее, дети и подростки любили кататься в них в них, так как «Икарус» был сам по себе символом увлекательных поездок. В салоне «Икарусов» была металлическая табличка на русском языке с названием города, в котором производились эти автобусы. Город назывался Секешфехервар. Прочтение вслух названия города сильно забавляло. Для детей восторг вызывала поездка на кругу сцепки между салонами во время поворотов.
Что уж говорить, но «Икарус 280» на протяжении многих лет являлся «лицом» автобусного парка больших городов. Эти автобусы поставлялись из Венгрии в СССР и Россию без малого 30 лет. Смело можно сказать, что «Икарус 280» – это целая эпоха в истории городского транспорта.
Хоть (по сравнению с нынешними автобусами) «Икарус 280» далек от идеала, с ним всё же связан определенный период жизни каждого человека, когда каждое утро он встречал пассажиров на остановке и вез на работу или в институт. Этот навеивает воспоминания с приятными оттенками.