В Москве девять вокзалов. И все они интересны с архитектурной и скульптурной точки зрения :). Есть много деталей, на которые мы, будучи пассажирами или провожающими-встречающими, в суете не обращаем внимания. Но недавно участники группы МосБлог благодаря проекту "Москва глазами инженера" попали на экскурсию по Киевскому вокзалу и даже поднялись на башню с орлами и увидели часы изнутри!
Однако обо всём по порядку... Вообще вокзал тут существовал и до 1918 года. Но это было небольшое деревянное здание, даже не предназначенное для пассажиров: вокзал строился как грузовой, чтобы доставлять уголь с Донбасса. Однако вокзал стоял "лицом" к Бородинскому мосту, который был возведён в 1912 году в память об Отечественной войне, завершившейся ровно сто лет назад. И в 1912 году было принято решение "облагородить" вокзал. А открыли его только в 1918 году, потому что делать пришлось очень много! Одна башня с часами чего стоит...
К юбилею вокзалу попытались вернуть тот же облик, какой он имел сто лет назад. Правда, магазинчики и кафе никуда не делись, да и просторный ресторан и зал с пианино не появились, но многое удалось восстановить - вплоть до расцветки.
У вокзала два входа - для пассажиров 1 и 2 класса и для пассажиров 3 и 4 класса. По идее, вокзал должен был состоять из двух частей. Сверху - фигуры архангела Михаила - покровителя Киева - и Георгия Победоносца - покровителя Москвы. Четыре фигуры чуть ниже символизируют виды путешествий - по земле, под землёй, по воду и по воздуху. А статуи в самом низу олицетворяют труд и урожай. У входа в отделение для 3 и 4 класса, - конечно, труд, - а урожай для VIP :)
Внутри тоже много необычных образов - как "под античность", так и в духе соцреализма :). Вот, например, золотое руно (частично закрытое палаткой, к сожалению :()
Панно, олицетворяющее дружбу России и Украины
Гений места (мифический хранитель вокзала, освещающий дорогу)
А ещё обратите внимание на потолок... МКВ - Московско-Киевско-Воронежская дорога.
И на пол: этой плитке - сто лет, а как сохранилась!
На случай плохой погоды, чтобы господа и дамы из 1 и 2 класса не промокли и не испачкались, знаменитым Шуховым был создан дебаркадер - крытый проход к поездам. Сохранены только четыре оригинальные арки, остальные заменены на современные. А вместо стекла, которое было изначально, - прозрачный поликарбонат.
Теперь поднимемся на второй этаж. Пока что туда пускают только с экскурсоводом.
Впрочем, тут собираются открыть кофейню, куда уже смогут попасть все желающие. Атмосферно...
А теперь отправимся ещё выше - на башню!
Там тоже сохранились шуховские конструкции - перекрытия и овальный купол. Деревянные, но очень прочные!
Огромная гиря
Сотрудник вокзала заводит часы вручную! Сейчас такие часы сохранились только на Спасской башне Кремля и здании Телеграфа. Механизм располагается вот в таком домике. Он один, хотя часы выходят на все четыре стороны башни.
Виды из больших окон...
И из маленького окошка :)
Нам даже разрешили выйти на балкон к орлам! Посмотрите, куда мы забрались :)
Орлы снизу кажутся маленькими, но на самом деле их размах крыльев - около двух метров!
А вообще "Москва глазами инженера" предлагает множество экскурсий и лекций, и сейчас у них тоже "чёрная пятница" - скидки 15%!