В истории России прочно закрепился термин «бироновщина» – засилье немцев во всех сферах жизни страны. Кстати, именно в рамках борьбы с этой самой «бироновщиной» Шувалов возвысил небезызвестного Ломоносова – происхождение сыграло последнему на руку. Но была ли эта «бироновщина» на самом деле?
Регент Российской империи при малолетнем императоры Иоанне VI герцог Курляндии и Семигалии Эрнст Иоганн Бирон свергнут 9 (20) ноября 1740 года, пробыв у вершины власти менее месяцы (с 17 (28) октября).
Но интересно не это. Гвардейцы, вроде бы, те самые, что менее чем через год внесут в Зимний дворец Елизавету Петровну как дочь последнего истинно русского государя, в ноябре 1740 году сменили одного регента-немцы на регента – наполовину немку (Анну Леопольдовну) с мужем – полностью немцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским, при этом руководил этими гвардейцами тоже немец граф Бурхарт Христофор фон Миних.
Конечно, Анна Леопольдовна немкой была условной – её мать Екатерина Иоанновна, дочь Иоанна V ехала от мужа в Россию вместе с дочерью, когда последней было года 4, да и до этого в Европе не могла прижиться, получив прозвище «дикой герцогини». Так что Анна воспитывалась при российском дворе совсем не европейцами по духу.
Однако Миних-то был природным немцем – выходцем из Ольденбурга, который попал на русскую службу уже 38-летним генерал-майором инженерных войск.