Предыстория
Планировать и систематизировать задачи я начал осенью 2016 года. Я тогда учился на 3-м курсе и осенний семестр выдался очень жарким: мы начали активно развивать Карьерный Клуб СПбГУ и провели курс по бизнес-кейсам — 5 лекций с домашними заданиями, которые мы сняли и выложили на YouTube (посмотреть можно здесь). Параллельно я открывал кейс-клуб Crackers. Иногда хватало времени на дебаты. Еще в конце второго курса я прошел отбор в фонд «Будущие Лидеры» и с сентября начиналась программа обучения. Для меня это были регулярные встречи с наставником, занятия английским, обучение игре на гитаре, и посещение встреч с предпринимателями.
Одним словом, дел было невпроворот. Тогда у меня не было никакой системы планирования и случалось, что я терялся. Вокруг меня летали задачи, а я не понимал, за какую из них взяться и как все успеть. Один раз это привело к тому, что я попытался обмануть преподавателя и попросил друга сделать дом. задание по эконометрике за меня. Я не укладывался в дедлайн: у меня была запланированная поездка к родителям в Воронеж, а через пару дней было выступление по бизнес-кейсам. Итог: обман раскрыт, я не отдохнул в родном городе и плохо выступил на презентации (вот этот позор).
В тот момент я понял, что нужно что-то менять. Началось все интуитивно: я стал выписывать задачи на неделю на лист А4 и структурировать их — выписал основные сферы интересов и стрелочками подписывал конкретные задачи.
Это было удобно до тех пор, пока все задачи не стали умещаться н одном листе. Тогда я стал искать альтернативу. Нашел ее довольно быстро — Excel. Я тогда был финансистом в команде по кейсам и много с ним работал. Решил, что было бы интересно лишний раз попрактиковать свои навыки.
Excel я использую до сих пор, но система планирования успела обрасти множеством деталей. Решил их систематизировать и дать пару полезных советов, которые упрощают жизнь.
Моя система планирования
Сейчас я пришел к нескольким уровням планирования. Цели ставлю глобально, а затем делю их на более мелкие. Покажу систему через призму того, что влияет на мою ежедневную деятельность. От глобальных штук к более тактическим.
1. Жизненная цель
Это то, что требует необозримо большого количества времени и усилий. У меня такая цель появилась еще в средней школе. Я много играл в градостроительные симуляторы, например, в SimCity 4, и обожал строить системы: когда из ничего ты строишь механизм, делающий жизнь людей лучше. Удивительно, но идея своего города осталась в моей голове и до сих пор это путеводная звезда, которая стремиться развиваться максимально быстро.
2. Глобальные цели
Цели на 5+ лет. Это мечты, к которым ты еще понятия не имеешь, как подобраться. Основное отличие с жизненной целью — глобальную задачу уже можно детализировать и разбить на этапы, а значит — начать выполнять. Для меня эта цель связана с digital-агентством: за 7 лет я хочу построить компанию с оборотом в 500 млн рублей в год и офисами в нескольких странах.
3. Цели на год
Это составная часть от глобальных целей + «хотелки» — что-то большое, что бы хотелось сделать в этом году: путешествия, новые хобби и привычки, новые навыки. Думаю, что соотношение между глобальными задачами и «хотелками» уже на этом этапе определяет твою скорость и шанс достижения цели. Я приоритетом ставлю развитие агентства, но есть и сторонние цели: посетить 15 новых стран, улучшить навыки английского и т. п.
4. Стратегические цели по агентству
На данный момент это цели на год и на месяц. Исходя из картинки на год, мы составляем задачи на месяц. Один из лайфхаков, который буду использовать — ставить цели амбициознее, чем ты можешь достичь, но без фанатизма.
5. Месячная рефлексия
Каждый месяц я подвожу эмоциональный итог: как я себя ощущал, где увидел хорошее, а где — плохое. Важно, что эта рефлексия не связана напрямую с целями, которые я перед собой ставлю. Это больше про эмоциональное состояние. Я разделил ее на три части:
- что в этом месяце мне понравилось;
- от чего в этом месяце мне становилось не по себе;
- что бы я хотел изменить в следующем месяце.
В таком формате я работаю с марта и вот что за это время успел нарефлексировать:
Стать мастером рефлексии — это суметь вести ее регулярно, невзирая ни на что. У меня так пока не выходит и из-за стресса последние 2 месяца слились в один.
6. Личный спринт
От месяца я перехожу к неделе — каждый вечер воскресенья / утро понедельника оцениваю прошедшую неделю, смотрю глобальные задачи и составляю список дел. Разбиваю дела на категории и сейчас прихожу к расчету объема работы по часам. Это очень помогает приоритезировать — ты понимаешь, сколько времени в неделю у тебя есть и сколько примерно займет задача. А значит, ты можешь управлять задачами и переносить что-то на следующий спринт.
Тактический уровень — Excel
Я работаю в Трелло, пробовал Asana и календари, но Excel остается в сердце навсегда. Назвал файл «Альманах» — сборник моментов из моей жизни. Сейчас из всех вкладок активно использую только недельное планирование. Очень удобно разбить задачи на дни + блоки + вынести наверх таблицы задачи, привязанные ко времени. Зеленым отмечаю выполненное, а красным — дедлайны и важные цели.
По большей части неделя в Альманахе заполняется из стратегических задач. Но бывает, что возникает неотложка, например, новый заказ в агентстве. Тогда он попадает в задачи на день. а планы сдвигаются.
Оперативный уровень — бумага
Если неотложки или задач на день очень много, одного экселя не хватает. Начинаешь путаться даже в задачах на день. Тогда в дело идут бумажные списки дел. В них я пишу задачи в порядке выполнения: начиная с начала списка, стараюсь выполнить все задачи. Иногда в течение дня в список добавляется неотложка. Если список сильно меняется, я его выбрасываю и создаю новый. Это для того, чтобы не путать свой мозг и оставлять голову чистой.
Если задача большая, я быстро декомпозирую ее на бумаге. Например, так я декомпозировал задачу на обновление документов на сайте. Это позволило сделать механическую работу быстро и без головной боли.
Так выгладит моя система планирования сейчас. В будущем планирую дорабатывать оценку работы по часам, а также выявление и отказ от ненужных задач.
Больше заметок о личной эффективности — на khorin.ru