Чем по закону обязана заниматься УК и как на нее повлиять?
Грязный пол в подъезде, мусор не вывозится которую неделю, во дворе снежные сугробы, мешающие проезду транспорта – все это признаки некачественной работы управляющей компании. Но, может, она этого делать и не должна? А если должна, то как заставить?
Разберем основной круг обязанностей управляющей компании и способы взаимодействия с ней.
Что гласит закон
В соответствии с положениями Жилищного кодекса за содержание многоквартирных домов отвечают собственники квартир, однако, по закону же, они могут переложить эту заботу на управляющую компанию.
В ст. 162 ЖК РФ определяется порядок работы управляющей компании. После заключения договора именно она должна заниматься содержанием общедомового имущества, предоставлять жильцам коммунальные услуги и оказывать услуги по управлению домом.
Кроме того, более подробно обязанности УК предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Пункты контракта с управляющей компанией также должны содержать в себе подробное описание обязанностей. Если обязанность в договоре имеется, но УК ее не исполняет – значит, имеет место нарушение.
Жильцам следует внимательно изучать текст договора с УК еще на стадии его подписания, поскольку, несмотря на существование многочисленных типовых договоров, каждая УК включает в него свои пункты.
Что входит в обязанности УК
Как правило, управляющая компания берет на себя обязанности по оказанию таких видов услуг:
1. мониторинг состояния внутридомовых сетей и коммуникаций;
2. уборка подъездов, поддержание чистоты придомовой территории;
3. обеспечение противопожарной безопасности;
4. вывоз твердых бытовых отходов;
5. осмотр дома и ремонтные работы (но не капитальный ремонт);
6. контроль работы общедомовых приборов учета.
Кроме того, УК также может осуществлять:
1. работу с компаниями – поставщиками ресурсов;
2. сбор оплаты за пользование коммунальными услугами и расчеты с поставщиками;
3. организацию собраний владельцев квартир;
4. работу с лицами, имеющими задолженности;
5. хранение документации;
6. информационную работу (доведение до жильцов информации об изменений тарифов, профилактических работах и т.п.).
Как привлечь УК к ответственности
Если компания не выполняет договорные обязательства, необходимо сначала обратиться в саму компанию. Возможно, проблема легко решаема. Реквизиты компании обычно указаны на платежной квитанции. Также их можно найти на сайте компании в Интернете.
Если компания не ответила на ваш запрос или не дала разъяснений по ситуации, можно привлечь ее к ответственности, подав жалобу. Вид ответственности будет зависеть от тяжести нарушения.
В частности, УК может ждать:
1. административная ответственность, например, если компания не вывозит твердые коммунальные отходы или не осуществляет уборку подъездов;
2. уголовная – если отмечен факт самовольного ограничения подачи воды, газа или электричества потребителям, особенно в случае, если это повлекло за собой причинение вреда здоровью или крупный ущерб;
3. гражданско-правовая ответственность. Собственники квартиры имеют право требовать возмещения убытков, понесенных из-за ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязательств.
Для того чтобы подать жалобу на УК, необходимо обратиться в жилищную инспекцию по месту жительства. Заявление составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в инспекции, на другом работник инспекции, принявший заявление, должен поставить штамп организации и дату приема.
По закону ответ на обращение гражданина должен быть предоставлен не позже чем через 30 календарных дней. По предписанию инспекции в течение 45 дней УК будет обязана устранить нарушения.
Если этого не произошло, жильцы могут обратиться в прокуратуру или в суд.
Кроме того, если управляющая компания допускает многочисленные нарушения и не выполняет условия договора систематически, то собственники могут расторгнуть в одностороннем порядке договор оказания услуг и выбрать себе другую компанию. Это право предусмотрено ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ.
© Закониус, 2018 г.