Найти в Дзене

Женихи Ксении Годуновой

Когда Борис Годунов стал царём его дочери Ксении исполнилось 16 лет. Царевна Ксения - по матери внучка Малюты Скуратова, отличалась хорошим воспитанием, красотою и умом.

Отрывок из описания красавицы-царевны.

«Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху»

Кажется, понятно, что этим отрывком вдохновлялись авторы сценария фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

"Боярыня красотою лепа, бела вельми, бровями союзна, губами червлена.."

Изобильная телом красавица Ксения в апреле 1598 года рядом с отцом и братом Фёдором (будущим царём Фёдором II) вошла в царские покои. И почти сразу царь Борис озаботился поисками подходящего жениха для дщери.

Почему-то принято считать, что первым претендентом на руку и сердце царевны стал Принц Густав Шведский, он же Густав Эрикссон Ваза. Этого незаконнорожденного принца, действительно, Борис Годунов пригласил в Москву. Но гипотеза о том, что приглашён принц был именно в качестве жениха весьма сомнительна. Густав был высокообразованный человек, знал большое количество языков и разбирался в алхимии имел прозвище «второго Парацельса». Кроме того, нужно не забывать, что потенциально Принц Густав мог быть соперником польского короля Сигизмунда на престоле. В общем, приглашение принца шведского скорее похоже на дипломатическую игру хитрого Бориса.

Принц Густав. J. S. Salmson, from a 17th century painting by Court Abraham Wuchters [Public domain], via Wikimedia Commons
Принц Густав. J. S. Salmson, from a 17th century painting by Court Abraham Wuchters [Public domain], via Wikimedia Commons

Принц Густав повёл себе в Мосвке весьма сумасбродно. Выписал себе любовницу и детей из Европы, вёл себя вызывающе. В итоге Борис отправил шведа заниматься алхимией в Углич.

Реальными переговорами о женихе можно назвать, пожалуй, переговоры с Габсбургами. Пытались сосватать Максимилиана, брата императора Рудольфа II, и эрцгерцога Максимилиана Эрнста Австрийского, двоюродоного брата императора. Но эти переговоры не увенчались успехом из-за вопросов веры. К тому же Борис не хот ел отпускать дочь в Европу. Ему нужно было, чтобы будущий муж Ксении приехал в Московское государство.

Наибольших успехов в поиске жениха достигли в 1602 году с принцем датским Иоанном Шлезвиг-Гольштейнским. Парень оказался покладистый. И в Россию приехал, и удельным князем согласился быть. Да и вообще молодой (на год моложе Ксении), умный, красивый, богатый. Иоанн всем понравился, дело уверенно шло к свадьбе. Ксения уже поехала на богомолье перед свадьбой, когда внезапно молодой жених скончался.

  «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» (Василий Суриков, 1881)
«Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» (Василий Суриков, 1881)

Это был удар, от которого уже не оправились. А дальше последовали тяжелые времена, связанные с появлением на границах государства Лжедмитрия с войском. Переговоры с грузинским царевичем Хозроем и другими датскими принцами не были завершены из-за сложившейся ситуации.

«Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу» (Н. Неврев, ранее 1883)
«Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу» (Н. Неврев, ранее 1883)

Когда люди Петра Басманова и Василия Голицына убили на глазах Ксении мать и брата, она приняла яд. Но её откачали, чтобы потом отдать в наложницы Лжедмитрию. А накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, бывшую царевну постригли в монахини под именем Ольга. Так она стала "христова невеста".